Copyright © 2000 Краснодар |Шварцкопф Константин Эдуардович | E-mail: konstant@kubline.ru

 

Роль ФРГ в урегулировании этнических конфликтов в Косово и Македонии (1998-2001 гг.)

 

               Одной из наиболее важнейших характеристик событий  1998-2001 гг. в Косово и Македонии  является высокая степень вовлечённости в них  некоторых государств-ведущих акторов мировой политики. Поскольку  Федеративная Республика Германия относится к числу стран,  чья внешнеполитическая деятельность в Автономном крае Косово и бывшей Югославской республике Македонии отличается наибольшей активностью, особый интерес представляет изучение  роли Германии в разрешении межэтнических конфликтов   в указанном регионе. В данной работе автор стремится оценить  значение усилий Германии по поиску дипломатических путей прекращения противостояния Югославии и НАТО и выяснить, в чём заключался вклад ФРГ в  поддержание стабильности в Косово и Македонии,  ответить на вопросы о том, насколько самостоятельной была немецкая внешняя политика в данный период и  как изменилось  положение Германии в системе международных отношений в результате  участия немецких вооружённых сил в военных операциях НАТО.

                 Обозначенные выше проблемы широко освещены в немецкой переодической печати и работах как профессиональных историков и политологов Германии (Йоахим Краузе, Карл Кайзер и др.) и США (Л. Г. Фельдман, К. У. Грейн), так и руководителей различных немецких ведомств (В. Ишингера, Й. Фишера, Р. Шарпинга).

                Прежде всего, необходимо отметить, что в вопросе о разрешении косовского кризиса Германия вплоть до апреля 1999 года шла главным образом в форватере американской политики. Немецкие СМИ, равно как и некоторые немецкие историки придерживаются убеждения, что США оказали дипломатический нажим на Германию в вопросе о предполагаемом  участии ФРГ в операциях НАТО без мандата СБ ООН.  Запрос об этом пришёл из Вашингтона в Берлин 12 октября 1998 года. “Советник Клинтона по безопасности Сэнди Бергер  позвонил Фэрхойгену в Бонн и дал немецкому правительству 15 минут на раздумье. “Дело не терпит отлагательств, –категорически выразился американец, –так как Милошевич только тогда примет всерьёз угрозы НАТО, если немцы будут в одной упряжке с американцами”. 1   Представители ещё действующего немецкого правительства Коля и будущего правительства Шрёдера собрались на срочную конференцию, на которой и было решено согласиться с предложением США.

                Обращает на себя внимание и тот факт, что Германия была отстранена от принятия решений на конференции в Рамбуйе (6-23 февраля 1999 г.), созванной с целью достижения соглашения между правительством Югославии и косовскими албанцами. Хотя Германия являлась членом Контактной группы по бывшей Югославии, “в ходе переговоров выяснилось, что существует три уровня их ведения: переговоры по основным вопросам, в которых...участвовали лишь США, Франция и Великобритания; во-вторых, менее важные, имеющие преимущественно консультативное значение раунды переговоров с вовлечением Германии и Италии и в -третьих, предназначенные почти полностью только для информирования и подтверждения раунды переговоров с участием представителей России”2

                Однако довольно скоро немецкие дипломаты смогли доказать, что Германия способна играть самостоятельную роль при урегулировании Косовского кризиса. Начавшиеся  24 марта 1999 г. воздушные бомбардировки  Югославии  со стороны НАТО (в которых со стороны Германии принимали участие 14 истребителей-бомбардировщиков класса “Торнадо” )  не смогли принудить Милошевича пойти на уступки, который располагал поддержкой Российской Федерации и мог учитывать то обстоятельство, что отказ НАТО от проведения наземной операции  во многом обесценивал значимость воздушных ударов. В этой патовой ситуации “именно немецкое федеральное правительство, используя своё председательство в Европейском Союзе и Большой Восьмёрке, выдвинуло политико-дипломатическое предложение, разрубив тем самым “гордиев узел” и, достигнув того, что западное сообщество государств смогло “победоносно” выйти из данного кризиса” 3  

               14 апреля 1999 г. министр иностранных дел Германии Й. Фишер представил в Брюсселе план  соглашения между НАТО и Югославией. Принципиально новой частью данного плана по сравнению с соглашением  в Рамбуйе стало вовлечение в процесс мирного урегулирования Большой Восьмёрки. Тем самым к разрешению косовского кризиса подключалась Россия, без посредничества которой было невозможно заставить пойти Милошевича на уступки. Основной целью плана Фишера, таким образом, “являлась выработка при участии России резолюции Совета Безопасности, посредством которой можно было бы добиться окончания воздушных ударов” 4 Процесс привлечения российской стороны к плану мирного урегулирования облегчался как   заинтересованностью  России в разрешении Косовского кризиса мирным путём, так и тем обстоятельством, что  “германская дипломатия прикладывала значительные усилия к поискам политического решения конфликта, которое было бы приемлемо и для российской стороны”5.  План Фишера включал в себя такие положения  как вывод всех военных, полицейских и военнизированных частей сербов из Косово, обязательство Освободительной Армии Косово сдать оружие, ввод интернациональных сил под руководством НАТО в Косово, возвращение беженцев, подчинение Косово переходному правительству вплоть до нахождения окончательного политического решения, начало осуществления международных  программ помощи.

                 Данный план был положен в основу резолюции СБ ООН № 1244, признанной сербской Скупщиной  и Милошевичем 3 июня 1998 г.,  и, таким образом, непосредственно способствовал достижению мирного соглашения между  Североатлантическим альянсом и Югославией, и тем самым прекращению воздушных ударов НАТО с 10 июня 1999 г.  

                 “В середине июня 1999 года стал очевиден тот факт, что немецкая дипломатия сотворила шедевр...разрушив стратегию Милошевича...альтернативой плану Фишера могла быть лишь наземная операция”6 -  утверждает немецкий историк Йоахим Краузе.

                  Вторым несомненным успехом немецкой дипломатии стала разработка Пакта Стабильности для Юго-Восточной Европы, основные принципы которого были сформулированы Й. Фишером в его речи перед Европейским Парламентом 5 мая 1999 года. Пакт, подписанный затем 10 июня 1999 года в Кёльне, направлен на поддержание стабильности в регионе, причём  главным инструментом его осуществления является   экономическое и политические  взаимодействие  стран Юго-Восточной Европы со странами Европейского Союза и  друг с другом (причём немалую роль играет экономическая помощь со стороны государств Европейского союза. Правительство Германии выделило 1,2 млрд. марок на осуществление программ в рамках данного пакта. Тем самым Германия провозгласила переход в своей внешней политике по отношению к Балканам от тактики реагирования на события к стратегии заблаговременных действий по установлению долгосрочного мира.  “Важнейший урок войны в Косово гласит, что  мы должны реагировать не только тогда, когда  уже слишком поздно, а напротив, действовать превентивно, долго, основательно и всеобъемлюще прилагая все силы для того, чтобы окончательно и бесповоротно разорвать порочный круг насилия, угнетения и нестабильности. Именно поэтому федеральное правительство выдвинуло инициативу Пакта стабильности”7, –заявил 27 января 2000г.      Й.Фишер. 

     Помимо дипломатической активности в период воздушных ударов НАТО по Югославии, необходимо выделить следующие аспекты вклада  Германии в урегулирование межэтнического конфликта в Косово:

                   Большое значение имеет гуманитарный аспект: из  стран Европейского Союза ФРГ приняла приняла наибольшее количество беженцев: с января 1999 г. по июнь 2000 г. 37870 из 97079 беженцев в страны Европейского Союза  нашли убежище в Германии 8. ФРГ также участвовала в сооружении и обустройстве лагерей для беженцев из Косово на территориях сопредельных Македонии государств: Албании и Македонии. Сооружённые лагеря вместили 185 тысяч беженцев. Кроме того, с 30 марта по 27 мая 1999 года немецкий бундесвер поддерживал воздушный мост с Македонией и Албанией посредством 8 транспортных самолётов, совершивших 293 перелёта, доставлявших в лагеря беженцев палатки, продовольствие, медицинские приборы и др. 9  После вхождение сил КФОР в Косово Германия продолжила оказание гуманитарной помощи населению, большую роль при этом играет благотворительная немецкая организация Кап Анамур, фонд пожертвований которой уже к сентябрю 1999 года составил  свыше 50 миллионов марок 10 В Косово также действует Немецкий Красный Крест и другие гуманитарные организации.  Германские граждане принимают активное участие в деятельности ЮНМИК –Временной административной комиссии ООН в Косове. Общие расходы немецкого правительства на гуманитарные проекты для жертв конфликта в Косово составили в 1998-1999 гг. 229 млн. марок, и значительно снизились в 2000 г. в результате относительной стабилизации ситуации в Косово, составив 26,6 млн. марок. 11

                Другим направлением внешнеполитической деятельности ФРГ в Косово является участие германского контингента войск в  КФОР. Первоначально контингент насчитывал около 5000 военнослужащих, затем его численность была доведена до 8500 человек. В настоящее время численность германского контингента КФОР снижена до 4918 человек. Части бундесвера контролируют юго-западную часть Косово с центром в городе Призрена.

                 Использование частей бундесвера в операциях НАТО –принципиально новое явление немецкой внешней политики. Впервые с 1945 г.  бундесвер вёл военные действия за пределами Германии как самостоятельное формирование. Правовой основой этих действий стало решение Федерального Конституционного Суда ФРГ от 12 июля 1994 г., в соответствии с которым интересы обороны  позволяют Германии участвовать в мерах коллективной безопасности, применяя силы бундесвера за пределами Германии и членов Североатлантического Альянса. Конституционный Суд постановил, что“Миротворческие группы и меры по поддержанию мира являются частью системы коллективной безопасности ООН”12 

                 Новый импульс немецкая внешняя политика по отношению к Балканам получила в связи с ростом этнического противостояния в бывшей Югославской республике Македонии. С началом 14 марта 2001 года боёв македонских вооружённых сил с сепаратистами из албанской “Освободительной национальной армии”  в городе Тетово этнический конфликт вступил в новую фазу развития. 6 августа Североатлантический альянс заявил, что в случае успеха мирных переговоров, начавшихся 28 июля на берегу озера Охрид, в Македонию с целью осуществления контроля над процессом разоружения албанских экстремистов могут быть отправлены более 3 тысяч солдат. После подписания мирного соглашения 13 августа в Скопье НАТО подтвердило своё намерение, и 17 августа первые подразделения НАТО вошли на территорию Македонии. С 29 августа в Македонию для участия в осуществляемой с 27 августа операции “Основной урожай” прибыл контингент бундесвера в составе 450 человек.

                  По окончании операции “Основной урожай” 26 сентября  члены НАТО пришли к соглашению послать новую, меньшую по составу группировку войск в Македонию для защиты международных наблюдателей, которые будут следить за выполнением мирного соглашения.

                  Большую часть группировки составит немецкий контингент. Новая операция получила название “Янтарная лиса”. 27 сентября НАТО попросило бундесвер принять командование над группировкой. Согласно решению НАТО, в операции будут задействованы 1085 солдат, 600 из них –служащие бундесвера. По подсчётам советника федерального канцлера по внешней политике Михаеля Штайнера стоимость проведения операции составит 76 миллионов марок за первые три месяца. В тот же день бундестаг проголосовал подавляющим числом голосов (528 голосов “за”, 40 голосов “против”, десять воздержались) за участие бундесвера в будущей операции.

                   Описанные выше события влекут за собой дальнейшее изменение положения Германии в системе международных отношений. “Впервые бундесвер выступает в качестве представителя “ведущей нации”. 13 Под командованием бундесвера впервые будут находиться воинские контингенты других государств: Франции, Италии, Бельгии, Канады, Дании, Греции, Нидерландов, Польши, Турции, Португалии и Норвегии. Обращает на себя внимание и заявление министра обороны Германии Рудольфа Шарпинга от 28 сентября, в котором он говорит о возможном участии бундесвера в какой-либо антитеррористической операции без одобрения нижней палаты немецкого парламента –бундестага. Целесообразность такого шага ( возможное осуществление которого будет означать  кардинальный пересмотр одного из главных принципов немецкой внешней политики) обосновывается Шарпингом следующим образом: “В том случае, если  здоровью и жизни солдат угрожает опасность, согласие парламента может быть получено постфактум”. Далее он продолжает: “Мы не будем отворачиваться, но не будем и настоятельно требовать. При необходимости мы готовы внести свою военную лепту”14      

                   Итак,  подведём некоторые итоги.

              Прежде всего, участие ФРГ  в процессе  урегулирования межэтнических конфликтов в Косово и Македонии в 1998-2001 гг. привело к трансформации немецкой внешней политики. В то время как ещё в 1998 и в начале 1999 года Германия по отношению к проблеме албанского населения в Косово следовала   внешнеполитическому курсу, основополагающие положения которого диктовал Вашингтон, после начала воздушных бомбардировок Югославии со стороны НАТО германский МИД проявил высокую активность, показав гибкость политической линии, и продемонстрировав готовность к сотрудничеству с российской стороной ради достижения мирного соглашения. Несомненно, что две основные политико-дипломатические инициативы Германии –план Фишера и проект Пакта о стабильности в Южной и Юго-Восточной Европы заслуживают самой высокой оценки. Также очевидна роль ФРГ как государства, оказавшего и оказывающего в большом масштабе финансовую и гуманитарную   помощь Косово и Македонии.

                  Таким образом, мы можем говорить о возрастающей самостоятельности внешней политики ФРГ, связанной  с успехами германского министерства иностранных дел на международной арене в период кризиса в Косове, и во многом обусловленной экономической мощью Германии. По словам статс-секретаря министерства иностранных дел Вольфганга Ишингера, “теперь Федеративная Республика Германия может вносить вклад  в решение...крупных проблем, отвечающих её весу, её роли, её экономической мощи и структуре вооружённых сил”. 15 Новейшие события – а именно передача воинских контингентов стран –участниц операции “Рыжая лиса” под командование бундесвера, свидетельствуют о всё большем  возрастании роли Германии в структурах НАТО и на международной арене. В тоже время нельзя забывать и о том, что в данное время Берлин остаётся младшим партнёром Вашингтона,  и наряду с Великобританией, является  ближайшим союзником США.

                 

                                             Библиографический  список

 

1.    Гёб С. Надежда: Гуманитарная помощь для Косово // Германия, 1999, № 4. С. 29-30

2.    Ишингер В. Контуры новой германской внешней политики // Германия, 1999, №4. С.18-21

3.    Меден Н. Германо-российские отношения в период формирования единой внешней политики и политики безопасности ЕС // Российско-германские отношения и европейская безопасность. М., 2000

4.    Antwort der Bundesregierung auf die Große Anfrage des Abgeordneten Dr. Gregor Gysi und der PDS-Fraktion.  http://www.auswaertiges-amt.de/

5.     Der etwas andere Krieg // Der Spiegel. 2000, №1. S. 126-137.

6.    Ischinger W. Kosovo: Germany considers the past and looks to the future //the legacy of Kosovo: german politics and policies in the Balkans

http://www.aicgs.org

7.    Krause J. Deutschland und die Kosovo-Kriese. http://www.dgap.org

8.    Regierungserklärung zum Stabilitätspakt für Südosteuropa abgegeben durch den Bundesminister des Auswärtigen Amtes Joschka Fischer am 27. Januar 2000 in Berlin.

    http://www.dgap.org/IP/ip0007/fischer270100.html

9.    http://de.fc.yahoo.com/k/kosovo.html

 


1 Der etwas andere Krieg // Der Spiegel. 2000, №1. S. 135.

2 Krause J. Deutschland und die Kosovo-Kriese. http://www.dgap.org

 3 Кrause J. Ibid.

 4 Krause J. Ibid

 5 Меден Н. Германо-российские отношения в период формирования единой внешней политики и политики безопасности ЕС // Российско-германские отношения и европейская безопасность. М., 2000

 6 Krause J. Ibid.

 7 Regierungserklärung zum Stabilitätspakt für Südosteuropa abgegeben durch den Bundesminister des Auswärtigen Joschka Fischer am 27. Januar 2000 in Berlin.http://www.dgap.org/IP/ip0007/fischer270100.html

 8 Antwort der Bundesregierung auf die Große Anfrage des Abgeordneten Dr. GregorGysi und der PDS-Fraktion.  http://www.auswaertiges-amt.de/

  9 Гёб С. Надежда: Гуманитарная помощь для Косово // Германия, 1999, № 4. С. 30

10 Antwort der Bundesregierung auf die Große Anfrage des Abgeordneten Dr. GregorGysi und der PDS-Fraktion.  http://www.auswaertiges-amt.de/

11  Ischinger W. Kosovo: germany considers the past and looks to the future //the legacy of Kosovo: german politics and policies in the Balkans

12 http://de.fc.yahoo.com/k/kosovo.html

14 Ишингер В. Указ. соч. С. 18

Hosted by uCoz