Copyright © 2002 Москва

Шварцкопф Константин Эдуардович

E-mail: koschwar@newmail.ru  eswarto@yandex.ru

Эволюция системы национал-социалистической пропаганды

в период установления нацистской диктатуры в Германии

 1 часть   2 часть

1 часть

      Национал-социалистическая пропаганда представляет собой весьма сложную систему, отличающуюся разветвлённостью организационных структур, многообразием целей,  методов  и форм пропагандистского воздействия. Зародившись в начале 1920-х гг., в период становления НСДАП как самостоятельной политической силы, она прошла в дальнейшем несколько этапов в своём развитии, проявив себя как весьма динамичное явление.

     Особенно интересна в этой связи трансформация, которой подверглась указанная система в 1933 г., после прихода нацистов к власти.   Двенадцатилетний «прыжок Германии в неизвестность»1 (словами газеты «Регенсбургер Анцайгер»), завершившийся разгромом нацистского рейха в 1945 году, повлёк за собой многочисленные изменения в области политики, экономики, культуры. Видоизменение системы нацистской пропаганды явилось, таким образом, частью всестороннего процесса нацификации германского общества.

        Этот процесс, казавшийся современникам стремительным, не был осуществлён в одночасье. 30 января 1933 г., в день, когда после долгих закулисных интриг Адольф Гитлер был всё же назначен рейхсканцлером и нацистские министры вошли в правительство, занятые НСДАП позиции были ещё весьма непрочными. Чтобы достичь всей полноты власти и утвердить свою диктатуру в Германии, нацистам требовалось ликвидировать демократические институты и преодолеть сопротивление иных политических партий:  своих непосредственных идейных противников (коммунистов и социалистов), католического «Центра» и, более того, партнёра НСДАП по коалиции, Немецкой Национальной Народной Партии Альфреда Гугенберга.

     В силу перечисленных причин НСДАП была вынуждена и далее придерживаться тактики фиктивной легальности, избранной А.Гитлером ещё в 1925 г., расширяя тем самым своё влияние постепенно и скрывая свою конечную цель: достижение безраздельного господства. Эта политическая линия, нашедшая  своё юридическое  выражение в опоре на чрезвычайное законодательство (например, указ «О защите немецкого народа» от 4 февраля 1933 г. и указ «О защите немецкого народа и государства» от 28 февраля 1933 г.) и формальном соблюдении парламентских норм (проведение выборов в рейхстаг 5 марта 1933 г.), обусловила новую основополагающую задачу нацистской пропаганды:  добиться  одобрения действий нацистского режима большей частью немецкого общества или, по меньшей мере, создать видимость такого одобрения.  Представив демонтаж республиканского строя и расправу над политическими противниками как акции, совершаемые во благо немецкого народа, нацистская пропаганда должна была свести сопротивление к минимуму,  обеспечив тем самым стабилизацию нового режима.       

    Поставленная перед нацистской пропагандой задача отразилась в организации множества мероприятий, из которых наиболее значимыми стали: избирательная кампания и выборы в рейхстаг 5 марта 1933 г., открытие рейхстага 21 марта 1933 г., организация антисемитского бойкота 1 апреля 1933 г., празднование дня рождения Гитлера 20 апреля 1933 г. и 1 мая 1933 г. как «дня национальной работы»,   и, наконец, плебисцит по вопросу выхода Германии из Лиги Наций (14 октября 1933 г.), прошедший 12 ноября 1933 г. одновременно с новыми выборами в рейхстаг. При этом следует отметить, что нацистская пропаганда данного периода имеет ряд особенностей, требующих детального рассмотрения.

    Приход нацистов к власти впервые позволил им задействовать   ресурсы государственного аппарата и, таким образом,  вывести нацистскую пропаганду на качественную новую ступень развития. С одной стороны, НСДАП, получив доступ к  государственным финансам и заслужив доверие крупных промышленников, пожертвовавших, например, 20 февраля 1933 г. 3  миллиона рейхсмарок на проведение предвыборной кампании,2 смогла расширить применение старых, испытанных форм агитации: через плакатное искусство, проведение собраний, шествий, распространение листовок и т.д.  Кроме того,  такой эффективный инструмент воздействия на массы, как радиовещание (практически недоступное для НСДАП до 1933 г.), теперь использовался в полном объёме. Так, «уже 30 января 1933 г. Ойген Хадамовский, позже возглавивший радиовещание рейха, смог   выпустить радиорепортаж о марше и факельном шествии СА…. и тем самым ознакомить слушателей всего рейха с событиями в Берлине, весьма важными с пропагандистской точки зрения».3

      Эксплуатация радиовещания в целях психологической обработки населения стала одним из главных методов нацистской пропаганды. Только в период избирательной кампании в феврале-начале марта 1933 г. было транслировано 45 предвыборных заявлений правительства, в том числе целый ряд речей А.Гитлера и комментариев Йозефа Геббельса к ним4.  Благодаря значительному расширению аудитории эффект любого выступления нацистских лидеров, будь то заявление А.Гитлера о намерениях нового правительства от 1 февраля 1933 г. или его же речь в берлинском Дворце спорта 10 февраля 1933 г.,   и любой массовой акции, будь то «День Потсдама» 21 марта 1933 г. или «День национального труда» 1 мая, многократно усиливался. Ораторское искусство А.Гитлера и Й.Геббельса, помноженное на эффект присутствия, давало разительные результаты, о чём  свидетельствует то огромное внимание, которое нацисты уделяли развитию радиовещания. (число радиослушателей увеличилось с 4 милл.  в 1933 г. до 9 милл. в 1939 г.  и до  15 милл. в 1945 г.).5            

        С другой стороны, отныне пропаганда нацистов велась в условиях непрекращающегося террора по отношению к политическим противникам, что, в свою очередь, весьма способствовало усилению пропагандистского воздействия нацистских акций. Сакнционированные государством репрессии по отношению к оппозиции (как, например, разгром КПГ в течение предвыборной недели  28 февраля – 5 марта 1933 г.)6 позволяли более эффективно манипулировать общественным мнением.  Неслучайно стратегия устрашения  рассматривалась нацистами как составная часть пропагандистской работы.  «Пропаганда и дифференцированное применение силы должны дополнять друг друга в особо продуманной форме. Они никогда не являются абсолютными противоположностями. Применение силы может быть частью пропаганды»7, писал в 1933 г. уже упомянутый ранее О.Хадамовский.  

     Приведём один  из наиболее ярких примеров воплощения изложенной выше идеи на практике. 17 февраля 1933 г. во все полицейские участки Пруссии   был разослан циркуляр  рейхскомиссара прусского министрерства внутренних дел  Германа Геринга, озаглавленный как «Содействие национанальному движению» (так называемый «Расстрельный указ»). Наряду с прочим  Геринг указывал в нём, что «необходимо всеми силами поддержать любую деятельность, идущую на благо национальным целям и национальной пропаганде» и наоборот, «бороться с деятельностью враждебных государству организаций, применяя самые жёсткие меры». 8  

     Третьим фактором, повлиявшим на развитие системы нацистской пропаганды в 1933 г., стало последовательное завоевание режимом монополии на освещение событий в средствах массовой информации. В течение 1933 г. нацисты сосредоточили в своих руках управление радиовещанием и прессой (важной вехой здесь явилось учреждение Имперской палаты искусств 22 сентября 1933 г.), разгромили  оппозиционную печать и законодательно оформили состоявшуюся унификацию рядом постановлений и законов (в частности,  распоряжением  «О защите народа и государства» от 28 февраля 1933 г. была ограничена  свобода слова, а «закон о редакторах» от 4 октября 1933 г. окончательно превратил всю германскую прессу в инструмент нацистского господства).  Тем самым был создан единообразный идеологический климат, что позволило нацистам беспрепятственно, не опасаясь идейной конкуренции, формировать общественное мнение.     

    Наконец, упомянутое расширение поля пропагандистской активности, и как следствие,  необходимость более чёткой координации усилий при проведении пропагандистских компаний повлекли за собой  серьёзные изменения в огранизационной структуре нацистской пропаганды. 13 марта 1933 г. было основано Министерство народного просвещения и пропаганды, главой которого стал Й.Геббельс, сохранивший за собой и пост руководителя рейхсуправления пропагандой (РПЛ) – внутрипартийной пропагандистской инстанции. Й.Геббельс определил  стоявшую перед министерством задачу следующим образом: «Мы хотим так долго обрабатывать людей, пока они не перейдут на нашу сторону, пока они не достигнут идейного понимания того, что происходящее сегодня в Германии не только нужно, но и можно принять». 9

     Каким же образом нацисты планировали достигнуть поставленной конечной  цели?  Ответить на этот вопрос можно, лишь приняв во внимание настроения, царящие в германском обществе в первой половине 1933 г. После назначения А.Гитлера рейхсканцлером в стране распространилась своеобразная эйфория, имевшая своей причиной жажду обновления. Многие полагали, что к власти наконец-то пришло правительство, способное осуществить решительные меры по переустройству Германии: преодолеть классовый раскол, восстановить равноправие с другими государствами на международной арене, вывести экономику из кризиса. Немалая часть общества (особенно средний класс и маргинальные слои) была охвачена чувством свершения исторического перелома, неясными надеждами, связанными с фактом прихода А.Гитлера к власти.

      Нацистские лидеры умело стимулировали это воодушевление всеми возможными способами. Уже в «воззвании правительства рейха к немецкому народу» от 1 февраля 1933 г. прозвучали обещания «восстановить единство духа и воли нашего народа», ликвидировать безработицу в течение четырёх лет и, что касается внешней политики, «достигнуть того, чтобы наш народ вновь обрёл свободу».10 При этом из всего набора использованных в упомянутом воззвании фраз наиболее значимой   оказалась формула «национального подъёма»,11 сразу же получившая широкое хождение и неоднократно использовавшаяся с тех пор  нацистским режимом.

     Таким образом, нацистская пропаганда умело «мобилизовала исторические легенды и мифы, искушавшие союзников, вводившие в заблуждение противников и приучавшие массы к плебисцитарной диктатуре».12 Такие популярные в определённых кругах немецкого общества идеи, как «дух 1914 года» (под чем подразумевалось чувство всеобщего национального единения), бесклассовое «народное сообщество» («фольксгемайншафт»), равно как и квазирелигиозные ожидания прихода фюрера-избавителя эксплуатировались нацистской пропагандой и до 30 января 1933 г. Теперь же задействование упомянутых легенд стало частью программы нацистов по сокрытию своих радикальных целей. Манипулирование страхами буржуазии и национальными эмоциями привело к тому, что  монополизация политической власти не только прошла беспрепятственна, но ещё и приветствовалась как «надпартийный» процесс национального обновления.      

     Это стремление нацистской пропаганды укрепить имидж НСДАП как партии, отстаивающей общенациональные интересы, отразилось в терминологии режима. Такие формулировки как “народный канцлер”13, “национальное правительство»,14 «национальный подъём» употреблялись наиболее часто. Неделя перед выборами 5 марта 1933 г. получила наименование «недели пробудившегося народа»,15 сами выборы обозначались как «день пробудившейся нации».16

      Однако вышеперечисленное является лишь одним из множества моментов пропагандистской стратегии нацизма. В период, когда  процесс утверждения диктатуры ещё находился в своей начальной стадии, нацисты ретушировали наиболее неприглядные черты своей идеологии (антихристианство, расизм, теорию завоевания “жизненного пространства”), предпочитая аппелировать к традиционным буржуазным ценностям. Это  позволяло привлечь на свою сторону не только средний класс, но и крупную буржуазию, профессиональное чиновничество и рейхсвер. А.Гитлер, «никогда не появлявшийся во времена победоносного «национального подъёма» на публике иначе, чем в нарядном фраке или пальто,17 объявил христианство «базисом общественной морали».18 Национализм изображался как движение, вобравшее в себя прусские традиции, а сам А.Гитлер –как инкарнация прусского величия. «На одной из открыток, выпущенных в марте 1933 г., можно было лицезреть портреты Фридриха Великого, Бисмарка, Гинденбурга и Гитлера в сопровождении следующей надписи: То, что покорил король, собрал воедино граф и защитил фельдмаршал, то спас и соединил солдат».19 Помимо этого, следует упомянуть в качестве показательного примера так называемый «День Потсдама» – церемонию открытия рейхстага 21 марта 1933 г. (в день, когда Бисмарк в 1871 г. открыл первый общегерманский рейхстаг), инициатива проведения которой принадлежала Й.Геббельсу. 20   

    

     Примечания:       


* «Легенда о кинжальном ударе» -миф о виновности социал-демократии в поражении Германии в первой мировой войне.


1 Kerschaw I. Der Hitler-Mythos: Fuererkult und Volksmeinung. Muenchen, 1999. S. 68.

2 Thamer H. –U. Verfuerung und Gewalt: Deutschland 1933-1945. Berlin, 1998. S.243.

3 Schulz G. Die Anfaenge des totalitaeren Massnahmenstaates. Koeln, 1960. S. 216.

4 Longerich P. Nationalsozialistische Propaganda // Deutschland 1933-1945: neue Studien zum NS –Herrschaftssystem / Hrsg. von Bracher K. D., Funke M., Jacobsen H.-A. Duesseldorf, 1992. S. 300.

5 Soeseman B. Propaganda und Oeffentlichkeit in der “Volksgemeinschaft”  // Nationalsozialismus und die deutsche Geschichte: Einfuerung und Ueberblick / Hrsg. von Soeseman B. Deutsche Verlags-Anstalt, Stuttgart Muenchen, 2002. S. 128.  

6 Мельников Д., Чёрная Л. Преступник номер один. Нацистский режим и его фюрер.М., 1981. С. 168.

7 Hadamowsky E. Propaganda und nationale Macht. Die Organisation der oeffentlichen Meinung fuer die nationale Politik. Oldenburg, 1933. S. 22.

8  Deutsche Geschichte 1933 –1945. Dokumente zur Innen- und Aussenpolitik / Hrsg. von Michalka W. Frankfurt am Main, 1993. S.18.

9 Ibid. S. 78.

10 Ibid. S. 14.

11 Ibid. S.15.

12 Thamer H.-U. Op. cit. S. 229.

13 Ibid. S. 247

14 Deutsche Geschichte 1933-1945…S. 15.

15 Мельников Д., Чёрная Л. Указ. соч. С.168.

16 Thamer H.-U. Op. cit. S. 243.

17 Schulz G. Op. cit. S. 215.

18 Deutsche Geschichte 1933-1945… S. 13.

19 Wipperman W. Der konsequente Wahn. Ideologie und Politik Adolf Hitlers. Muenchen, 1989. S. 276.

20 Mommsen H. Preussentum und Nationalsozialismus// Der Nationalsozialismus: Studien zur Ideologie und Herrschaft / Hrsg. von Benz W., Buchheim H., Mommsen H. S. 30.

Hosted by uCoz