Тихомирова А.М.

Культура потребления в ГДР в 50е Ц 80е гг.:

особенности историографии и методологические подходы к исследованию.

 

лПотребление╗ превратилось сегодня в модную тему. Позитивные и негативные его проявления и последствия для западноевропейских и североамериканских обществ массового потребления широко обсуждаются в ходе постмодернистских дискуссий. лМирные революции╗ 1989 г. в странах Восточной Европы и ГДР привлекли внимание к феномену потребления в условиях социализма Ц ибо именно пустые магазинные полки сыграли во многом решающую роль в крушении социалистических систем, в частности, режима СЕПГ в ГДР.  Случай ГДР особенно интересен еще и тем, что она оказалась единственной страной из лбратских социалистических╗, не ставшая после 1989 г. независимым национальным государством, а ассимилированная с ФРГ, лдопущенная╗ к западногерманскому изобилию и раю для потребителя. Проблемы и крайности, возникающие в ходе трансформационного периода Ц лостальгия╗ как ностальгия по исчезнувшему материальному миру ГДР Ц также заставляют обратиться к исследованию этой проблематики [1].

Все десять лет, прошедшие после падения берлинской стены, тема потребления в ГДР привлекает внимание исследователей. Газетные и журнальные статьи, воспоминания современников, ряд лмаленьких историй потребления╗ на темы дизайна в ГДР, предметов быта или отдельных продуктов. В них содержится обилие новой фактической информации, но нет общей картины развития культуры потребления в ГДР. Кроме того, подобные работы зачастую описательны и характеризуются отсутствием теоретико-методологической основы. Это связано с тем, что листория потребления╗ как самостоятельное направление исторической науки развивается лишь с начала 80х гг. Этим объясняется отсутствие лпрозрачности╗ в теоретическом аппарате и неравное внимание к временам и темам Ц наиболее глубоко исследован XVIII век как лзарождение общества потребления╗ (J. Brewer), относительно поверхностно и фрагментарно Ц XIX и XX вв., хотя история потребления в ГДР относится к одному из наиболее быстро развивающихся направлений в рамках европейской истории потребления. Среди особенностей ее изучения можно выделить, во-первых, тенденцию последнего времени рассматривать потребление в ГДР с т. зр. культурно-исторической перспективы, обращая внимания на долговременные процессы. Во-вторых, история потребления в ГДР исследована на сегодняшний день неравномерно, наиболее широко представлены лзолотые 60-е гг.╗ как период экономического чуда и модернизации в ГДР. 70-е и 80-е гг. изображены временем стагнации, отхода от оригинальной социалистической модели потребления и подражания Западу. В-третьих, на сегодняшний день пока Ц за редким исключением [2]- отсутствуют систематические обобщающие труды по культуре потребления в ГДР в целом. Наконец, четвертой особенностью историографии является разнообразие противоречивых теоретико-методологических подходов к исследованию восточногерманского феномена потребления, а также незначительное число сравнительных исследований - как с западноевропейскими лкапиталистическими╗ и с восточноевропейскими лсоциалистическими╗ странами, так и различных периодов развития культуры потребления в самой ГДР.

Можно выделить три основных теоретико-методологических подхода к исследованию истории потребления в ГДР, в рамки которых вписывается, наверное, любая работа по данной проблематике Ц дихотомический, антропологический и сравнительный подходы. Объединяет их попытка авторов ответить на два вопрос: насколько концепции лобщества потребления╗, разработанные Джоном Брюэром (John Brewer) для анализа западноевропейских обществ массового потребления, применимы к изучению феномена потребления в условиях социализма? В какой мере потребление при социализме являлось проводником дифференциации общества? Приверженцы дихотомического подхода представляют западноевропейское общество неким лидеальным типом╗ современного гражданского общества. С этой точки зрения ГДР противопоставляется Западной Европе и ФРГ как лтрадиция Ц современности╗, лдиктатура Ц демократии╗, лобщество дефицита Ц обществу изобилия╗. Восточногерманское общество изображается луправляемым╗ (J. Kocka) и гомогенным сообществом маленьких людей. Под антропологическим подходом (Ina Merkel) подразумевается отказ от идеализации западноевропейской культуры потребления и перенесение акцентов на исследование внутренней логики развития культуры потребления в ГДР. Отвергается также сравнимость восточно- и западноевропейских культур потребления по причине их возникновения и развития в различных лсоциальных пространствах╗ (P. Bourdieu). Вместо термина лОбщество потребления╗ Ина Меркель (Ina Merkel) предлагает использовать понятие лкультуры потребления╗. Оно включает политику в области потребления как экономико-политическую стратегию и идеологический горизонт, а также линдивидуальное отношение к исторически и регионально специфическим собраниям материальных предметов, которые появляются на рынке в качестве товаров и предоставляются в распоряжение потребителя╗ [3]. Потребление имеет как практическое, так и символико-коммуникативное значение, в т.ч. и как проводник дифференциации общества.

Разработка теоретико-методологической модели для сравнительного анализа различных культур потребления представляется на сегодняшний день одной из актуальнейших задач. Среди имеющихся вариантов такого подхода надо отметить Кэтрин Пэнс (Katherine Pence) [4] с ее попыткой написания германско-германской истории потребления и Штефана Мерля (Stephan Merl) [5], избравшего для сравнительного анализа ГДР, страны Центральной и Восточной Европы и СССР и анализирующего их с перспективы совъетизации и американизации. Он приходит к выводу, что в социалистических восточноевропейских странах и в ГДР  в 70-х Ц 80-х гг. произошла лзапоздалая╗ на одно или два десятилетия потребительская революция, в результате чего в этих странах создалось специфическое восточноевропейское логосударствленное╗ общество массового потребления.

Идея С. Мерля, позволяющая сравнительно исследовать различные варианты социалистической культуры потребления, представляется мне наиболее убедительной. Она позволяет взглянуть на ГДР не глазами пресыщенного материальным изобилием жителя ФРГ Ц как это делается в большинстве современных западногерманских исследований - а с точки зрения того же жителя СССР, которому ГДР представлялась потребительским раем. Поэтому наиболее оптимальной для исследования феномена социалистической культуры потребления мне видится сравнительная теоретико-методологическая модель, позволяющая рассматривать не только лобъективные╗ параметры культуры потребления - структуру доходов и расходов, уровень жизни - но и лсубъективные╗, такие, как индивидуальные стратегии потребления, лстили жизни╗, развитие потребительского менталитета и культурно-символическое значение потребления в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 


[1] лПотребление╗ зд. понимается Ц в духе листории потребления╗ - не как процесс лобмена денег и времени на товар╗, а как отражение социального и социокультурного статуса человека. Более того, в процессе потребления устанавливаются и закрепляются новые социальные различия в обществе. Делается попытка ответить на вопрос: в какой мере потребление оказывает влияние на менталитет, самоопределение и образ жизни человека (социальной группы, класса, сословия, нации, культурыЕ)?

[2] Vgl. Ina Merkel, Utopie und Bed№rfnis. Die Geschichte der Konsumkultur in der DDR, KЎln 1999;

Annette Kaminsky, Wohlstand. SchЎnheit. Gl№ck. Kleine Konsumgeschichte der DDR, Beck 2001.

[3] Ina Merkel, Utopie und Bed№rfnis, S. 27-28.

[4] Katherine Pence, ДYou as a Woman will understandД: Consumption, Gender and the Relationship between State and Citizenry in the GDR┤s Crisis of 17. Juni 1953, in: German History, The Journal of the German History Society, Vol. 19, Number 2, 2001, P. 218 Ц 253.

[5]Stephan Merl, Staat und Konsum in der Zentralverwaltungswirtschaft. Ru▀land und die ostmittelueropфischen Lфnder, in: Siegrist Hannes ... (Hg.), Europфische Konsumgeschichte: zur Gesellschafts- und Kulturgeschichte des Konsums (18. bis 20. Jahrhundert), Campus Verlag, 1997, S. 205 Ц 245;

Stephan Merl, Sowjetisierung in der Welt des Konsums, in: Jarausch Konrad, Siegrist Hannes (Hg.), Amerikanisierung und Sowjetisierung in Deutschland 1945 Ц 1970, Campus Verlag, 1997, S. 167 Ц 194.

Hosted by uCoz