© Copyright  Архангельск 2004. All rights reserved

E-mail: Boldyrev@atnet.ru

 

Болдырев Роман Юрьевич

  Советская оккупационная политика в Восточной Германии

(1945-1949 гг.): экономический аспект

 

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата исторических наук

 

[стр. 1]  [стр. 2]  [стр. 3]  [стр. 4]

СТР. 4

 

Четвертая глава «Советская политика в области транспорта и перевозок в СОЗ» посвящена преодолению транспортных проблем послевоенного периода и организации межзональных и международных перевозок.

Транспортная политика советских властей была направлена на скорейшее восстановление инфраструктуры, необходимой для нормальной работы экономики СОЗ и осуществления репарационных поставок в СССР. К маю 1945 г. транспорт находился в состоянии разрухи. Было уничтожено 1347 км железных дорог, 425 мостов, 504 путепровода, 3 туннеля, разрушено 47 водопропускных труб, 77 паровозных депо, станционные пути, вокзалы. В плачевном состоянии находился подвижной состав (повреждено 64% паровозов, 46,3% товарных и 56,7% пассажирских вагонов). На водном транспорте разрушено 128 плотин, 194 шлюза и 906 км дамб. Из-за рухнувших мостов и затопленных судов было полностью блокировано водное сообщение. Порты полностью разрушены, акватории и прибрежные воды – заминированы. Автомобильное сообщение из-за обрушения 1108 мостов было прервано на протяжении 1660 км[42]. Первоочередные мероприятия СВАГ на транспорте сводились к чистке руководящих кадров (на смену нацистам приходили антифашисты), централизации управления транспортом (введены новые органы управления, аналогичные советским, – дирекции, районы и комендатуры), изъятию «излишних» транспортных средств в пользу СССР и бесперебойному обслуживанию репарационных поставок (созданы 31 паровозная колонна и 6 обменных пунктов вагонов).

Немецкий транспорт серьезно пострадал и от репараций. На обслуживание перевозок был отвлечен значительный подвижной состав – 900 паровозов, 12000 вагонов и 28000 платформ, которые обслуживало 1800 бригад. Из Германии были вывезены наиболее ценные и исправные корабли, 1291 локомотив и 40852 вагона, 6 железнодорожных снегоочистителей, 776 цистерн, 92 транспортера, более 500 тыс. колесных пар, 8,1 тыс. км рельсов и 5 млн. шпал, 11,6 тыс. комплектов стрелочных переводов (в т.ч. весь электрифицированный участок железной дороги протяженностью 860 км), что привело к резкому снижению объемов перевозок. Для преодоления создавшегося кризиса в 1946-1947 гг. была проведена национализация всех видов транспорта, введено планирование по советскому образцу. С 1948 г. началось восстановление ранее демонтированных железнодорожных путей и возврат части изъятого по репарациям транспорта – 710 локомотивов и 14824 вагонов[43].

Развитию межзонального и международного сообщения не придавалось должного значения, поскольку их рассматривали как дополнительный и строго ограниченный источник валютных поступлений. Это привело к практически полному разрыву хозяйственных связей СОЗ/ГДР со странами Западной и Южной Европы и ориентации страны только на сотрудничество с СССР. Германия утратила монопольные позиции на европейском рынке железнодорожных перевозок. Транспортные проблемы усугубил и начавшийся раскол Германии: союзники в одностороннем порядке проводили мероприятия, касавшиеся всего немецкого транспорта, решение общих проблем затягивалось или не приобрело окончательной согласованной формы.

Таким образом, политика СВАГ не способствовала развитию немецкого транспорта, что в свою очередь тормозило развитие экономики СОЗ в целом. Транспортная инфраструктура была восстановлена, но на минимально необходимом уровне.

В пятой главе «Советская политика в отношении немецкой торговли и снабжения» анализируются различные формы снабжения населения СОЗ продовольствием и промтоварами.

Торговля и снабжение населения были призваны, с одной стороны, удовлетворить потребности населения в товарах, с другой стороны, аккумулировать денежные средства и инвестировать их в развитие производства. До войны Германия отличалась очень высоким среднедушевым потреблением продовольствия (в 1938 г. немец съедал в день 461 г хлеба, 13 г крупы, 503 г картофеля, 133 г мяса, 66 г жиров и 81 г сахара). В 1945 г. СССР досталась благоприятная в отношении обеспечения продовольствием зона оккупации (производство зерна, картофеля и сахара было значительно выше, а мяса, молока и рыбы – несколько ниже среднегерманских показателей). Все собранное и импортированное продовольствие распределялось СВАГ по карточкам среди немецкого населения, продавалось по завышенным ценам через коммерческую торговлю или отправлялось советским потребителям.

После хаоса первых послевоенных месяцев, в сентябре 1945 г. были установлены новые правила карточного снабжения населения: отныне обеспечение населения производилось на минимально необходимом уровне, в прямой зависимости от того, какой вклад в развитие экономики вносил человек. Нормы снабжения были ранжированы не только по категориям (в зависимости от условий труда), но и по географическому признаку (столица, крупные города, периферия): житель провинции получал от 864 до 1965 калорий в сутки, житель крупного города – от 1170 до 2053 калорий, детям отпускалось 1000-1254 калории. Рабочие, интеллигенция и чиновники стали получать на 52-514 калорий больше, чем в Третьем рейхе, но сделано это было за счет социально незащищенных слоев населения - пенсионеров и инвалидов, безработных и домохозяек, учащихся и студентов, детей (им нормы снизили на 272-339 калорий). В любом случае продовольственные нормы были ниже физиологического минимума (3000 калорий)[44]. Для сравнения, москвич в 1945 г. съедал в 1,5 раза больше хлеба, в 4,3 раза больше сахара и в 3,5 раза больше мяса[45]. В 1946-1947 гг. в связи с политическими событиями нормы снабжения увеличились (на 143-254 калории в крупных городах, на 180-392 калории в провинции), но произошло это за счет хлеба, крупы и картофеля, выдача мяса часто заменялась творогом или сыром, жиров – сахаром. Помимо карточек постепенно стала вводиться система дополнительного снабжения для шахтеров и рабочих тяжелой промышленности (983-1175 калорий в день), чиновников (1075-1564 калории в день). В 1949 г. в связи с образованием ГДР нормы снабжения были увеличены еще на 210-1088 калорий, но и теперь они превысили физиологический минимум лишь у чиновников, шахтеров и рабочих с вредных производств.

Хуже всего осуществлялось снабжение населения промтоварами. Легкая промышленность работала плохо. В 1947 г. в расчете на 1 жителя было произведено 1,1 м ткани, 329 г моющих средств, 130 г табачных изделий, 12,2 коробков спичек, 2 пары «эрзац-обуви» (деревянная или резиновая подошва с тряпичным верхом) приходилось на 5 человек, 1 пара кожаной обуви на 24 человека, 1 трикотажное изделие на 5 человек, 2 пары чулок или носков на 3 человека. Кроме того, необходимо было обеспечить всем необходимым огромное количество беженцев, переселенцев и бывших военнопленных[46]. Поэтому выдача товаров проводилась по ордерам и только в исключительных случаях. С улучшением работы промышленности с января 1949 г. была введена продажа промтоваров по пункт-картам (нормы снабжения тоже зависели от категории населения). Непривилегированные слои населения могли рассчитывать на 1 пару чулок или носков, на 1 изделие бельевого и верхнего трикотажа, 1 пару «эрзац-обуви». Вообще не получили карточек крестьяне и частные предприниматели.

СВАГ использовала дефицит продуктов и товаров в Восточной Германии для извлечения дополнительного дохода – была развернута свободная торговля ими через коммерческую торговлю. В течение 1948-1949 гг. было открыто 1140 магазинов, 203 ресторана и кафе, 428 мелких торговых точек. Наибольшим спросом у населения пользовались хлебобулочные и кондитерские изделия, мясо, рыба, жиры и молоко, а также ткани, обувь, трикотажные и швейные изделия, мыло, топливо и стройматериалы. Цены были завышены сначала в 10-12, затем в 4-8 раз. Разница между себестоимостью и продажной ценой шла на финансирование двухлетнего экономического плана. За один только 1949 г. это принесло прибыль в 1,7 млрд. марок (11% всех доходов бюджета). Была достигнута и другая цель: с помощью игры на понижение цен разорялись частники и спекулянты, торгующие на «черном рынке»[47]. Недостатки советской системы распределения пытались сгладить за счет развития потребительской кооперации, возрожденной в 1945-1949 гг. Одновременно шел процесс централизации управления и внедрение планирования. Было создано 155 потребительских кооперативов, но их услугами в 1949 г. пользовалось лишь 13,5% населения, преимущественно рабочие и служащие[48].

Население западных зон снабжалось лучше: здесь были выше нормы снабжения, разнообразнее ассортимент выдаваемых по ним продуктов, недостающая часть продовольствия и промтовары покупалась на «черном рынке», либо получалась в виде гуманитарной помощи из США. После денежной реформы в июле 1948 г. было отменено нормированное снабжение и введена свободная продажа большинства продуктов и товаров.

В заключении подведены итоги исследования и сформулированы общие выводы.

Историю советской оккупационной политики надо рассматривать в контексте общего послевоенного кризиса в Германии, начавшегося раскола страны и «холодной войны», потому что эти факторы накладывали свой отпечаток на все мероприятия СВАГ. При подготовке и осуществлении советской оккупационной политики с самого начала боролись между собой разные тенденции. С одной стороны, как страна-победитель, понесшая огромные материальные и людские потери в войне, СССР старался максимально содействовать восстановлению и усилению своей военной и экономической мощи и ослаблению Германии, дабы навсегда устранить с ее стороны угрозу миру. С другой стороны, советское руководство понимало необходимость восстановления экономики СОЗ (как для обеспечения нормального существования немецкого населения, так и для поддержки СССР в противостоянии с капиталистическими странами). Экономические меры применялись и для решения политических проблем: становления социальной и экономической базы правящего режима, устранения его конкурентов.

Произвести полный подсчет репарационным изъятиям на сегодняшний день невозможно. Во-первых, часть материалов по этому вопросу до сих пор недоступна для исследователей. Во-вторых, имеющиеся в советских источниках суммы не всегда можно точно перевести в доллары. В-третьих, сейчас не возможно точно оценить стоимость драгоценных металлов, отправленных в СССР. Тем не менее, можно аргументировано утверждать, что общая сумма репараций была значительно выше 3,3 млрд. долларов, заявленных в 1953 г. В.Н. Старовским, поскольку только сырьевые и товарные поставки, а также труд немецких военнопленных в СССР стоили не менее 11 млрд. долларов. Германские репарации не были направлены на восстановление разрушенных районов и помощь населению, пострадавшему от немецкой оккупации, как это предполагалось Ялтинскими и Потсдамскими соглашениями. В то же время они способствовали усилению советского военно-промышленного комплекса, ликвидации отставания СССР от США в сфере ракетно-ядерных вооружений. Влияние репараций на экономику ГДР оказалось неоднозначным: с одной стороны, они заметно затормозили ее развитие в 1940-х – начале 1950-х гг., с другой, косвенно способствовали обновлению основных фондов и бурному экономическому росту во второй половине 1950-х – начале 1960-х гг.

Национализация экономики способствовала созданию мощного государственного сектора, охватывавшего тяжелую промышленность, транспорт, банковскую и страховую сферу, оптовую и, частично, розничную торговлю. Средства на его развитие изыскивались за счет повышения налогов на крестьян и частных предпринимателей, снижения реальной заработной платы, перераспределения капиталов в ходе денежной реформы, «коммерческой торговли», расширения продажи спиртных напитков и табака, льготных банковских кредитов. Однако это не принесло позитивных результатов для немецкого населения, потому что государственный сектор был нацелен не на производство товаров народного потребления, а на развитие тяжелой промышленности и выполнение репарационных заказов для СССР. Частные предприниматели, доминировавшие в легкой промышленности, торговле и сфере обслуживания, всячески притеснялись государством и оказались в состоянии кризиса. В итоге, достигнуть довоенного уровня производства к 1949 г. не удалось.

Наиболее пострадали от советской оккупационной политики не частные предприниматели, а простые жители Восточной Германии. Принудительные сельскохозяйственные заготовки, крупные платежи за полученную в ходе аграрной реформы землю (при почти полном отсутствии скота и орудий труда), высокие налоги разоряли крестьян, вынуждали их вступать в сельскохозяйственные производственные кооперативы (колхозы). Многие из них голодали, поскольку не имели даже продовольственных карточек. Рабочие пострадали от реального снижения заработной платы, повышение норм снабжения вынудило их больше денег тратить на покупку товаров по карточкам. После демонтажа промышленных предприятий в счет репараций более 300 тыс. человек оказались безработными. В результате в 1945-1949 гг. уровень жизни населения оставался низким, особенно в сравнении с ФРГ, получавшей щедрую финансовую и продовольственную помощь США. Разоренный войной и несущий большие расходы в послевоенной гонке вооружений СССР не мог оказать аналогичную помощь ГДР.

В западной историографии заявлен тезис о «злонамеренности» советской политики, якобы заранее направленной на построение социалистической системы в СОЗ/ГДР, выдвигаются упреки СВАГ в связи с полной ликвидацией рыночных отношений. Диссертант считает эти обвинения недостаточно обоснованными. Во-первых, рыночная система хозяйствования уже была в значительной степени ликвидирована за 12 лет пребывания у власти А. Гитлера. При нацистах была проведена национализация значительной части промышленности, всего транспорта, введена система принудительных сельскохозяйственных заготовок и карточного снабжения населения. Во-вторых, в условиях военного, а также послевоенного кризиса и разрухи эффективнее работали административно-командные методы управления. Кстати, аналогичную политику по отношению к Германии первоначально проводили и западные союзники. Однако после стабилизации экономической ситуации они, в отличие от СВАГ, сократили государственное регулирование до необходимого минимума. В-третьих, советские руководители, в отличие от своих западных коллег, не имели опыта управления в условиях рыночной экономики. Единственное, на что они могли опереться, – индустриализация и коллективизация в СССР, а также советский опыт послевоенного восстановления начала 20-х и конца 40-х гг. отсюда и все параллели с развитием Советского Союза с аналогичными недостатками: свертывание рыночных отношений, жесткое планирование экономики, развитие тяжелой индустрии за счет сельского хозяйства и легкой промышленности, ограбление деревни и трудящихся, приоритет внеэкономических методов в повышении производительности труда. В-четвертых, нехватка квалифицированных немецких кадров на местах. Поголовная денацификация руководящих кадров привела к огромному дефициту специалистов в различных отраслях экономики. На смену уволенным менеджерам пришли люди с незаконченным средним образованием, но являющиеся членами СЕПГ. Кроме того, раздел Германии на зоны оккупации прервал традиционные экономические связи, а начало «холодной войны» сделало невозможным их восстановление. СОЗ неизбежно была вынуждена ориентироваться на Советский Союз и страны «народной демократии».

Советская оккупационная политика продемонстрировала полную неподготовленность военных властей к решению проблем послевоенного развития. Попытки привнесения собственных методов управления и хозяйствования при осуществлении этой политики, без учета местных традиций и особенностей, вызвали дезорганизацию управления страной и негативную реакцию со стороны местных жителей. Пример Восточной Германии 1945-1949 гг. убедительно доказал, что игнорирование оккупационной администрацией рыночных законов развития, пренебрежение интересами населения может негативно сказаться на экономическом развитии страны и уровне жизни населения на долгие годы.

Приложения состоят из документальных материалов, характеризующих проведение советской оккупационной политики в экономике Восточной Германии в 1945-1949 гг. Это статистические данные по объему репарационных изъятий из различных отраслей экономики Восточной Германии, материалы по аграрной реформе и объемам сельскохозяйственных заготовок, документы о бюджетной и кредитно-финансовой политике СВАГ, объеме разрушений и восстановлении транспортной инфраструктуры, нормы снабжения населения продовольствием и промтоварами в советской и западных зонах оккупации, данные о товарообороте предприятий торговли.

Основные положения диссертации изложены в следующих работах автора:

1.  Болдырев Р.Ю. Советские репарации из Германии 1945-1955 гг.: скрытая страница советской истории // Защитники Отечества. Материалы V и VII областных общественно-научных чтений по военно-исторической тематике. – Архангельск, 2000. (0,46 п.л.)

2.  Болдырев Р.Ю. Аграрная реформа 1945 г. в Восточной Германии и ее итоги // XIII Ломоносовские чтения. Сборник научных трудов. – Архангельск, 2001. (0,86 п.л.)

3.  Болдырев Р.Ю. Репарации из Германии, поступившие в судостроительную промышленность СССР // Поморская энциклопедия. Т. 1. История Архангельского Севера / Гл. ред. В.Н. Булатов. Архангельск, 2001. (0,1 п.л.)

4.  Болдырев Р.Ю. Малоизвестные формы взимания германских репараций после Второй мировой войны // С именем Ломоносова. Сборник научных статей и тезисов докладов. – Архангельск, 2002. (0,5 п.л.)

5.  Болдырев Р.Ю. История создания и особенности Конституции ГДР 1949 года // Актуальные проблемы правовой науки: межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 2. – Архангельск, 2002. (0,27 п.л.) 


[42] Там же. Оп. 38. Д. 1. Л. 18-40.

[43] Там же.  Л. 24-30.

[44] ГАРФ. Ф. 7317. Оп. 44. Д. 1. Л. 128-136.

[45] Попов В.П. Ук. соч. С. 64.

[46] ГАРФ. Ф. 7317. Оп. 44. Д. 1. Л. 209.

[47] Там же. Д. 1. Л. 220-221; Д. 2. Л. 54, 97-98, 109-114.

[48] Там же. Д. 1. Л. 290-301; Д. 2. Л. 130-145.

Hosted by uCoz