© Copyright  Москва 2004 |  Линец Сергей Иванович All rights reserved | E-mail: pgtunis@megalog.ru

 

Структура немецкой оккупационной власти на Северном Кавказе в 1942-1943 гг.:

замыслы, реальность, итоги

 

ЧАСТЬ 2

Часть 1    Часть 2

 

Отношение оккупантов к бургомистрам городов прямо зависело от результатов практической работы последних. Не раз имели место случаи, когда бургомистров немцы снимали с занимаемых постов. В том числе, по обвинению в недостаточном рвении при выполнении распоряжений германского командования и, даже, по подозрению в связях с партизанами. К примеру, в Краснодаре менее чем за полгода сменилось три бургомистра. М.Воронков был избран на эту должность 11 августа 1942 года и пребывал в ней до 9 сентября. В распоряжении ортскоменданта Краснодара капитана Блехшмидта указывалось, что Воронков освобожден от занимаемой должности в связи с тем, что он «за месяц самоотверженной работы на посту бургомистра города в сильной степени подорвал здоровье».41 Ему была выдана безвозвратная ссуда в 10 тысяч рублей «на лечение и отдых».42 Воронкова сменил С.Ляшенко, а с 8 декабря 1942 г. бургомистром  Краснодара стал В.Смыков.43

В Таганроге за 21 месяц существования оккупационного режима сменилось 4 бургомистра. И лишь в одном случае немецкий комендант города Альберти через местную газету «Новое слово» «объяснил» мотивы такой замены. «После того, как по разным причинам г. Ходаевский был освобожден от исполнения обязанностей бургомистра, местная комендатура назначила с 14 августа с.г. бургомистром Таганрога г. Дитер Рейнгольда, учителя, немца по национальности».44

Редактора краснодарской городской газеты «Кубань» В.Норделя немцы сняли с работы за различные жульнические сделки и компрометацию   оккупационной власти. Он был арестован и умерщвлен в «душегубке».45 В Пятигорске 12 августа 1942 года (на 3-й день после оккупации города немцами) бургомистром был назначен главный врач Курортного совета М.Орлов. Он сразу же приступил к формированию штатов городского управления - управы. Она имела 11 отделов, фактически дублировавших отделы бывшего Пятигорского горисполкома. Это были финансовый  технический, торговый, хозяйственный и другие отделы. После завершения формирования штатов чиновников, численность сотрудников управы города Пятигорска составила 136 человек, не считая обслуживающего персонала. Одновременно были утверждены ставки заработной платы. Оклад бургомистра составлял 3000 рублей в месяц или 300 немецких марок. Начальники отделов получали от 1800 рублей до 1200 рублей. Сотрудникам отделов платили 500-800 рублей (50-80 марок).46 Для того, чтобы лучше понять действительную значимость размера заработной платы, приведем ряд цен на продукты питания, установленные в Пятигорске в период оккупации. Килограммовая булка хлеба, стоила 1 рубль 30 копеек, свинина - 35 рублей за кг,  картофель - 3 рубля кг, молоко - 5 рублей за литр и т.д.47

В Прикумской городской управе отделов было меньше, чем в управе города Пятигорска - всего 8. Но при этом она была наделена еще и функциями районной управы. Поэтому имела в своей структуре отдел сельского хозяйства. Его заведующий П.Клименко отвечал за работы по уборке урожая и подготовке почвы к посеву озимых культур.48

 В городской управе Ставрополя отделов было больше, чем в любом другом городе края.  В частности, за счет таких, как отделы благоустройства, науки и искусства, управления рынками.49 В фондах Центрального государственного архива Кабардино-Балкарской республики хранится служебная инструкция немецкого командования «Об обязанностях бургомистра города», датированная началом сентября 1942 года.50 В ней нет конкретных указаний на регионы, в которых она должна применяться на практике. Следовательно, этот документ носил всеобщий типовой характер, и его применение было возможным на всей оккупированной гитлеровцами территории Советского Союза. В этой служебной инструкции организация городского управления предусматривала создание 11 отделов. Простое сравнение перечня этих отделов с отделами городской управы в Пятигорске или Ставрополе, в других городах Северного Кавказа показывает, что имели место расхождения,  как по названиям отделов, так и по их количеству. Поэтому можно сделать вывод, что германское военное командование не обязательно скрупулезно соблюдало все положения своих же инструкций и других директивных документов. В первую очередь оно исходило в каждом конкретном случае из принципа практической целесообразности и характерных особенностей применения этих нормативных актов в том или ином городе. В крупных городах Северного Кавказа, в которых еще до оккупации существовало деление на районы, гитлеровцы сохранили эту прежнюю структуру. Поэтому, скажем, в Краснодаре, наряду с городской управой во главе с бургомистром, в начале августа 1942 года были созданы 4 районные управы, каждая – со своим штатом сотрудников.51

Создавая структуру новой власти в Таганроге, немецкое командование в декабре 1941 г. подготовило «Проект схемы по организации Таганрогского городского управления бургомистерства». В нем четко были определены концепция городского управления, его структура, а также полномочия всех чиновников. Первые два пункта «Проекта схемы...» являлись ключевыми, т.е. именно в них, собственно, и заключалась суть всего документа: «1. Бургомистр до установления гражданской власти утверждается германским командованием. 2. Для ведения городских дел бургомистр создает при себе секретариат и управление и назначает потребное число заместителей...».52

Немецкими властями бургомистры городов наделялись довольно широкими административными и, даже, судебными функциями, вплоть до тюремного заключения виновных сроком до 3-х лет. «Все распоряжения и приказы бургомистра являются обязательными для населения, и будут поддерживаться авторитетом германской армии», - подчеркивалось в приказе военного коменданта Пятигорска от 12 августа 1942 года.53

Структура городского управления не была постоянной и иногда изменялась в зависимости от конкретных обстоятельств. Осенью 1942 года она имела, как правило, тенденцию к расширению. За счет учреждения новых отделов в городских управах. К концу года ситуация изменилась. После катастрофы под Сталинградом уход немцев с оккупированных территорий Северного Кавказа был делом предрешенным. Поэтому имела место тенденция к уменьшению числа отделов в городских управах за счет их передачи в ведение немецкого военного командования. В первую очередь это относилось к самым важным и необходимым для гитлеровцев отделам городского хозяйства. Свидетельством этому являлась реорганизация управления предприятиями пищевой промышленности Пятигорска. С 31 декабря 1942 года они уже управлялись германским военным командованием - чтобы вывезти как можно больше продовольствия из Пятигорска во время отступления. Пищевой отдел, тем самым, выводился из структуры городской управы, а его сотрудники подлежали увольнению.54

В аппарате управления оккупированных городов и сельских населенных пунктов Северного Кавказа текучесть кадров была довольно серьезной проблемой. Ее нельзя объяснить однозначно. Здесь имел место целый комплекс причин. Но главной проблемой была все же низка  квалификация управленческих кадров. Опытные чиновники, партийные и советские работники эвакуировались заблаговременно на восток при подходе немецких войск к территории Северного Кавказа. Поэтому оккупационным властям приходилось брать на работу граждан, руководствуясь в первую очередь не уровнем их профессионализма, а степенью лояльности по отношению к новой власти. Не все они затем оправдывали доверие гитлеровцев и должны были, поэтому, уходить с занимаемых постов. Скажем, в течение только одного месяца - в мае 1942 г. бургомистерство Таганрога дважды через местную газету «Новое слово» делало объявления по кадровому вопросу. Лицам, желавшим занять должности заведующего отделом благотворительных учреждений (было и такое – С.Л.) и заведующего городским жилищным отделом, предполагалось подать соответствующие заявления.55

В захваченных гитлеровцами западных районах Чечено-Ингушской АССР, структура оккупационной власти имела свои особенности. Они были обусловлены прифронтовой обстановкой, так как линия фронта здесь находилась в непосредственной близости от населенных пунктов. Поэтому, к примеру, в Малгобеке немецкое военное командование разделило город на 9 участков во главе со старостами. Им в помощь придавалось несколько полицейских. Старосты подчинялись напрямую немецкому военному коменданту города обер-лейтенанту Линдеману. Следовательно, фашисты не стали создавать в Малгобеке городскую управу, посчитав ее излишней в обстановке прифронтовой полосы.56

В своей практической работе с населением городов управы опирались на помощь управляющих домами. Такие должности существовали и ранее, при советской власти. В период оккупации произошла замена многих управдомами новыми лицами, готовыми сотрудничать с немецкой властью. Так, в Ставрополе в августе 1942 года жилищный сектор отдела благоустройства городской управы принял на работу 26 новых управдомов и собирался дальше расширять их штат.57 Управдомы должны были навести порядок в деле учета жилого фонда города, в поддержании его на должном уровне. Одновременно они, как и при советской власти, обязаны были следить за поведением жителей, докладывать властям о любых подозрениях в отношении того или иного квартиросъемщика или владельца частного дома. При немцах управдомы готовили, в частности, справки о проживании в подведомственных им домах коммунистов, евреев, а также лиц, уклонившихся от регистрации в полиции и на бирже труда. Готовя истребление еврейского населения в Ставрополе, гестаповцы 12 августа 1942 г. поручили управляющим домами присматривать за оставленными еврейскими семьями квартирами.58

В Таганроге управдомы назначались на эту должность приказом бургомистра сроком на 6 месяцев. В том случае, если они оправдывали доверие, срок их полномочий мог быть продлен еще на 6 месяцев. С марта  1942 г. управдомами пользовались льготами, прежде всего, по квартирной плате:

а) при управлении домом в количестве 35 квартир они вообще освобождались от квартплаты;

б) от 10 до З5 квартир - платили 50% суммы; 

в) во всех других случаях - платили 75% квартплаты.59

С мая 1942 г. в документах бургомистерства Таганрога должность управдомом уже именуется по-другому - заведующий домом. Хотя, его должностные обязанности остались такими же. Распоряжением бургомистра города Ходаевского от 27 мая 1942 г. заведующие домами обязывались строго следить за состоянием улиц и принимать необходимые меры по их очистке. В целях выполнения этого указания завдомами должны были составить графики дежурства семей, которые посменно занимались уборкой прилегающей к дому территории. Еще более конкретным и обязывающим был приказ немецкого коменданта Таганрога. Дополняя распоряжение бургомистра, он потребовал ежедневно - до 7 часов утра приводить все улицы города в надлежащий порядок.60  Причём, жильцы своими силами должны были исправлять на улицах все незначительные повреждения проезжей части. О более серьезных разрушениях на улицах жители обязаны были немедленно докладывать в отдел городского хозяйства для последующего проведения ремонтно-восстановительных работ.

Немецкие власти Таганрога пытались такого рода распоряжениями воспитывать у местного населения более ответственное отношение к дисциплине и порядку. Следует заметить, что во многих документах оккупационного периода достаточно отчетливо прослеживается эта тенденция. Фашисты скептически, а порой, даже презрительно смотрели на многие аспекты повседневной жизни населения в захваченных районах СССР. Напротив, уровень и уклад жизни германского населения в третьем рейхе нацисты считали образцовым для всей Европы и, следовательно, достойным примером для подражания.

В ряде городов Северного Кавказа оккупационными властями учреждались и такие должности как квартальные старосты. В частности, в Прикумске городской голова И. Четвериков своим приказом от 20 ноября  1942 года создал   6 квартальных управлений во главе с квартальными старостами. Новая управленческая структура вводилась «для упорядочения работы по обслуживанию городского населения».61 Под этой формулировкой скрывалось намерение немецкой оккупационной власти усилить контроль за выполнением городскими жителями условий внесения налоговых платежей и поставок продовольствия для германской армии. Квартальные старосты должны были в еще большей степени, чем раньше, мобилизовать жителей Прикумска на хозяйственные, транспортные, строительные работы по распоряжениям городской управы и местной немецкой военной комендатуры.

В то же время отметим, что с помощью квартальных старост городская управа, действительно, собиралась повысить ответственность  населения за сохранность жилого фонда, содержание дворов, дорог, водоемов и т.д. Такая работа проводилась и давала хорошие результаты.  Каждый из 6 старост в центре своего квартала открывал канцелярию квартального управления. Городская управа Прикумска выделяла на их содержание по 50 рублей каждый месяц. Квартальному старосте помогал в работе писарь канцелярии с довольно высокой для такой должности заработной платой – 200 рублей в месяц.62

Аналогичная реформа была проведена в Краснодаре, причем, фактически в одно время с таким же нововведением в Прикумске. Приказом бургомистра Краснодара Ляшевского с 1-го ноября 1942 г. в городе вводился институт участковых старост. Их количество определялось в соответствии с численностью населения краевого центра - один участковый староста в среднем на 3000 человек.63 Задачи участковых старост определялись столь же широко, как и в случае с квартальными старостами в Прикумске. В приказе бургомистра Краснодара они формулировались так: «Для обслуживания интересов населения…».64  Чтобы содержать штат новой категории чиновников, был предусмотрен денежный сбор с населения из расчета 1 рубль в месяц с человека в возрасте от 14 лет и старше. Участковые старосты подчинялись бургомистрам соответствующих районных управ Краснодара и от них получали конкретные приказы и распоряжения для последующей работы с населением.

В Майкопе квартальные старосты по приказу немецкого командования в сентябре 1942 г. занимались сбором теплых вещей для гитлеровских солдат. Однако население города фактически саботировало это мероприятие, после чего оккупанты с помощью местной полиции приступили к насильственному изъятию таких вещей.65

Вместе с тем, следует отметить, что через квартальных старост оккупационные немецкие власти проводили ряд мероприятий, полезных не только им самим, но и местному населению. Скажем, в Таганроге, в целях предотвращения возможных вспышек эпидемий, квартальные старосты с конца апреля 1942 г. через отдел городского хозяйства занимались вывозом на специальные скотомогильники всех павших по каким-либо причинам животных.66   

Представители местного населения в подавляющем числе своем составляли весь штат сотрудников гражданской администрации городов Северного Кавказа в период оккупации. Иногородних среди них было - 181 -крайне мало. По разным причинам советские граждане шли служить новой власти. Были среди этого контингента непримиримые противники большевизма - они добровольно предлагали свои услуги. Были и те, кого заставляли идти служить гитлеровцам нужда и необходимость кормить свою семью, голодных детей.  А кто-то должен был выбирать между жизнью и смертью. К таким, как правило, относились бывшие военнослужащие Красной Армии, попавшие в плен.

Городские управы всю свою деятельность осуществляли под жестким и постоянным контролем немецких военных комендатур во главе с комендантами. В оккупированном Краснодаре резиденция бургомистра города и немецкая комендатура размещались даже в одном месте - в здании бывшего горисполкома.67  В первые же дни оккупации коменданты проводили ряд мероприятий, которые закладывали основу для последующего функционирования гражданских структур новой власти. В частности, они назначали бургомистров, издавали приказы об обязательной регистрации всех коммунистов, делали распоряжения о прикреплении к биржам труда неработающих граждан и т.д.

Коменданты городов и бургомистры работали в постоянном контакте. Зачастую, сложно было разделить их конкретные функции по управлению городским хозяйством. В Ставрополе с первых дней оккупации комендант и бургомистр приказы и распоряжения издавали даже общим номерным перечнем. Приказ № 1 – за подписью бургомистра, приказ № 2 – за подписью коменданта и т.д.68

Несколько иначе механизм взаимодействия коменданта с бургомистром выглядел в Таганроге. Здесь комендант отдавал приказы от имени немецкого командования, обязательные для исполнения всеми жителями и управленческими структурами. Если же издавал распоряжения бургомистр Таганрога, то в конце каждого такого документа обязательно стояли слова - «просмотрено ортскомендантом»  или «просмотрено: городской комендант».69 Такая практика должна была убедить население в общности политики немецкого военного командования и городского управления, сотрудники которого были местными жителями.

Военный комендант определял круг должностных обязанностей и полномочий районных начальников и бургомистров. Перечень этих обязанностей был довольно внушительным. Так, в приказе немецкого коменданта города Нальчика от 28 декабря 1942 г. отмечено 9 пунктов, в каждом из которых расписаны конкретные шаги бургомистров по их выполнению. Это разбор различных споров между гражданами, наложение административных взысканий, обязанности бургомистров по защите населения от пожаров, уход за могилами немецких, и румынских солдат, взимание сборов за услуги населению и другие.70

Чтобы держать под постоянным контролем деятельность бургомистров и районных начальников, немецкие коменданты предписывали им  регулярно  информировать коменданта о своей  работе.  Так,  комендатура г. Нальчика в конце ноября 1942 г. обязала всех районных шефов дважды в неделю - по вторникам и пятницам, присылать в ее отдел VII курьеров с донесениями. Обратно в районные управы курьеры доставляли письменные распоряжения, приказы и другие директивные документы немецкой комендатуры для их последующего исполнения.71

Наступательно и решительно действовали немецкие власти и в таком важном вопросе, как информирование городского населения о всех приказах и распоряжениях оккупационных органов управления. Местные газеты выполняли здесь в большей степени вспомогательную роль. Не все жители могли, а многие просто не хотели подписываться на газеты оккупационной власти. Поэтому, скажем, в Таганроге комендатура 2 мая 1942 г. довела до сведения всех жителей служебное объявление. В нем речь шла о создании в городе 112 специальных мест-стендов, на которых предполагалось вывешивать все документы новой власти. Населению вменялось в обязанность возможно чаще посещать такие стенды и знакомиться с содержанием распоряжений, приказов и других нормативных актов. Жители Таганрога предупреждались: «В будущем никто не сможет отговариваться тем, что он тот или другой приказ не читал».72

Городские и районные управы свой рабочий день регламентировали в соответствии с требованиями оккупационных властей. Устанавливая свой «новый порядок» на Северном Кавказе, немецкое командование «не забыло» ввести новое исчисление - по берлинскому времени. Стрелки часов переводились на один час назад. Нельзя сказать, что для оккупантов эта реформа была первостепенной по важности, т.к. осуществлялась она не одновременно и растянулась, по крайней мере, на четыре месяца. Скажем, в Ростове - на - Дону часы перевели на один час назад уже 2-го августа 1942 г. - через неделю после захвата города. В Ставрополе -11-го августа, т.е. тоже на 7-й день оккупации, а в Ейске - только 4-го ноября 1942 г.73 Но раньше всего на оккупированной части Юга России это изменение было произведено гитлеровцами в Таганроге - с 20-го декабря 1941 года.74

Для чиновников городских и районных управ это нововведение было крайне неудобным. Так, по указанию Ейской немецкой комендатуры рабочий день начинался теперь с 6 часов утра. Перерыв был с 10 до 10.30, а заканчивалась работа в 15 часов.75 Следовательно, продолжительность рабочего дня в учреждениях управления оккупационной власти составляла 8 часов 30 минут. При этом на промышленных предприятиях, в торговле, в бытовых и лечебных учреждениях график рабочего дня устанавливался самостоятельно руководителями этих структур и  мог не соответствовать графику работы управ. Это разночтение вносило дополнительные трудности в деятельность всего местного хозяйства. В качестве сравнения отметим, что в государственных учреждениях на освобожденной территории Краснодарского края в марте 1943 г. рабочий день начинался в 8 часов и заканчивался в 16 часов 30 минут с получасовым перерывом на обед.76 Таким образом, рабочий день длился 8 часов, или на 30 минут меньше, чем при немцах.

Оккупационной власти не добавляли авторитета в глазах местного населения различные ограничительные меры, затрагивавшие интересы абсолютного большинства горожан. Например, запреты на потребление электроэнергии. Во многих городах Северного Кавказа гитлеровцы вынуждены были пойти на это ввиду ее острой нехватки. В Кропоткине местная комендатура 5 ноября 1942 г. издала на этот счет соответствующий приказ. Его текст был составлен в жесткой прямолинейной форме и своим содержанием выделял представителей оккупационной власти из всего местного населения.     В приказе, в частности, отмечалось: «Вследствие недостатка электроэнергии для немецких управляющих органов запрещено пользоваться электроэнергией гражданскому населению... Электроэнергией обслуживаются только квартиры районного старосты и квартиры полицейских».77

Во всех крупных городах Северного Кавказа действовали немецкие военные комендатуры. Их власть распространялась также на близлежащие сельские населенные пункты. Военными комендантами были немецкие армейские офицеры. В Нальчике, после его захвата 1-й немецкой танковой армией 28 октября 1942 г., военным комендантом города был назначен немецкий офицер в звании майора. В столице Кабардино - Балкарии возглавлял «ортскомендатуру», т.е. местную комендатуру.78

В Пятигорске городским военным комендантом являлся русский - Демидов. Правда, ходил он всегда в немецкой военной форме и, скорее всего, являлся кадровым офицером вермахта. Многие коменданты были причастны к репрессиям в отношении советских граждан и позже обвинялись советским правительство в преступлениях в качестве военных преступников. Только на территории Ставропольского края таких было 14 человек. Среди них:

Барт Паул - майор, военный комендант г. Минеральные Воды; фон Бекк - старший лейтенант, военный комендант г. Ессентуки; Вульф - капитан, военный комендант г. Железноводска; Майер Юргенс - военный комендант   г. Черкесска и другие.79

 Анализ  планов и практических действий немецких оккупационных властей на Северном Кавказе в 1942-1943 гг. показывает:

- у гитлеровского руководства не было четкого понимания того, что делать с захваченными землями, как ими управлять. В течение войны высшие руководители Германии неоднократно меняли свои взгляды и подходы к решению этого вопроса.

- рейхскомиссариат «Кавказ» так и не был создан в качестве структуры гражданского управления оккупированными территориями Северного Кавказа. Всё время, пока шла битва за Кавказ, на региональном уровне здесь существовало военное управление. Поэтому ответственность за все аспекты состояния и развития Северного Кавказа несло командование группы армии «А».

- в то же время, в полосе ответственности вермахта действовали низовые административные органы управления. В городах это были управы во главе с бургомистрами, в сельских населенных пунктах – волостные управления во главе со старостами. Но и их деятельность находилась под пристальным вниманием немецких военных комендатур. 

- особенностью управления Северного Кавказа стали многочисленные экономические структуры, созданные немецкой оккупационной властью для выкачивания сырьевых и продовольственных ресурсов этого богатого региона.

- при образовании всей сети административных и экономических органов управления на Северном Кавказе гитлеровское руководство шло по пути ликвидации прежней советской системы управления. Создавая первые управленческие структуры, нацисты насаждали не только свои органы власти, но и возрождали старые, российские, существовавшие до 1917 года. Это был важный элемент пропагандистского воздействия на местное населения. Такой же политический подтекст видится в подходах немецкой оккупационной власти к выборам  бургомистров в городах и старост в сельских населенных пунктах. Хотя, чаще всего, это была фикция – «игра в выборы».

- следует отметить, что оккупационные немецкие власти не испытывали недостатка в кадрах для формирования всей структуры органов управления на оккупированной территории Северного Кавказа. Эта задача была решена двумя путями. Во-первых, через принуждение, когда работников бывшего советского аппарата власти оккупанты заставили занять прежние места работы. Во-вторых, отбирая среди местного населения добровольцев для замещения вакантных должностей в городские органы управления и различные учреждения городского хозяйства. Важным стимулом для таких добровольцев были довольно высокие ставки заработной платы, установленные  немецкой  властью.

 

ЧАСТЬ 2

Часть 1    Часть 2

 

41 Екатеринодар - Краснодар. 1793-1993. Два века города в датах, событиях, воспоминаниях…

Материалы к летописи. Краснодар, 1993. С. 595.

42 Там же.

43 Кубань в годы Великой Отечественной войны… С. 459.

44 Новое слово. – 1942.  -  18 августа.

45 Екатеринодар – Краснодар…  С. 597.

46 Государственный архив Ставропольского края (далее - ГАСК). Ф.Р. 2591. Оп.1.Д.7. ЛЛ. 2-6.

47 Пятигорский государственный архив. Ф.Р. 1748. Оп.1. Д. 7.  Л.390.

48 Прикумский вестник. - 1942. - 28 октября.

49 Вечерний Ставрополь. - 1992. - 13 августа.

50 Лики войны… С.113-114.

51 Кубань в годы Великой Отечественной войны… С. 459.

52 Таганрогский филиал государственного архива Ростовской области (далее ТФ ГАРО). Ф.Р. 513. Оп.1. Д.5. Л.1.

53 Пятигорское эхо. - 1942. -  18 августа.

54 ГАСК. Ф.Р. 2591. Оп.1. Д.7. Л.1.

55 Новое слово. - 1942. - 13 мая; 30 мая;

56 Ибрагимбейли Х.М. Указ. соч. С. 275.

57 Вечерний Ставрополь. - 1992. – 15 августа.

58 Беликов Г. Оккупация. Ставрополь. Август 1942 – январь 1943.  Ставрополь, 1998. С. 70.

59 ТФ ГАРО. Ф.Р. 513. Оп.1. Д.13. Л.3.

60 Новое слово. - 1942. - 27 мая.

61 Прикумский вестник. - 1942. – 5 декабря.

62 Там же.

63 Кубань. - 1942. – 1 ноября.

64 Там же.

65 Кубань в годы Великой Отечественной войны… С. 511.

66 Новое  слово. -  1942. – 22 апреля.

67 Пятигорский городской архив. Фонды. Рукопись воспоминаний М.И. Журавеля… С. 29.

68 Кринко Е.Ф. Жизнь за линией фронта: Кубань в оккупации (1942 – 1943 гг.). Майкоп, 2000. С. 139.

69 Кубань в годы Великой Отечественной войны… С. 460.

70 Русская  правда. - 1942. – 7 августа.

71 ТФ ГАРО. Ф.Р. 513. Оп. 1.Д.13.Л.26;Д.1.Л.14.

72 Лики войны… С. 177-178.

73 Там же. С. 152-153.

74 Новое слово. - 1942. -  2 мая.

75 Русская правда. - 1942. – 11 августа; Кубань в годы Великой Отечественной войны.. .С. 602-603; ТФ ГАРО. Ф.Р. 619. Оп.1. Д.211.  Л.11.

76 ТФ ГАРО. Ф.Р. 513. Оп.1. Д.1. Л.14.

77 Кубань в годы Великой Отечественной войны…С. 602-603.

78 Государственный архив Краснодарского края   (ГАКК). Ф.Р.687. Оп.2. Д.29. Л.14.

79 Кубань в годы Великой Отечественной войны…С. 603.

Hosted by uCoz