Copyright © 2002 Москва

Шварцкопф Константин Эдуардович

E-mail: koschwar@newmail.ru  eswarto@yandex.ru

Эволюция системы национал-социалистической пропаганды

в период установления нацистской диктатуры в Германии

 1 часть   2 часть

2 часть

Вместе с тем нацизм не только не отказался от псевдосоциалистической фразеологии, но и усилил пропагандистское давление на рабочих. «И до, и после 1933 г. рабочий класс был одной из целевых групп, наиболее часто и особенно интенсивно подвергающихся пропагандистской обработке».21 Задача нацистской пропаганды состояла в данном случае в том, чтобы оправдать разгром рабочих партий и профсоюзов, создавая иллюзию улучшения социального положения и  статуса рабочих. Кроме того, необходимо было   культивировать чувство сопричастности к якобы формирующемуся  «народному сообществу» с  помощью разного рода интеграционных мероприятий.

    Прежде всего в этой связи следует отметить праздник 1 мая, стилизованный под «день национального труда», и преобразованный таким образом в нацистском духе. Проведение этой акции, ставшей затем ежегодной, позволило как лишить рабочее движение одной из форм организованной борьбы, так и  инсценировать преодоление классовых противоречий, заверить рабочих в приверженности режима к социалистическим идеалам. «Этот самый прекрасный день весны должен отмечаться не как символ борьбы ,а как символ созидающей работы, не как символ раскола, и, как следствие, упадка, а только как символ народного единства, и, следовательно, подъёма»22, –заявил А.Гитлер.

    Помимо этого, «была развёрнута система благотворительности, создававшая иллюзию щедрой социальной политики нацистского государства».23 Такие мероприятия режима, как кампания по сбору средств в фонд «зимней помощи» безработным, проведение общенациональных «дней одного блюда» и организация массового досуга трудящихся структурным подразделением Германского трудового фронта (ДАФ) «Сила через радость» (КдФ) имели большой пропагандистский успех. Отечественный исследователь нацизма А.Галкин, описывая тот огромный резонанс, который получила в немецком обществе деятельность фонда зимней помощи, отмечал: «Суммы, приходившиеся на каждого опекаемого, были невелики и составляли в среднем 27-30 марок. Однако пропагандистский эффект такого рода массовой помощи, предоставлявшейся, как правило, в виде торжественно вручаемых подарков, содержавших предметы одежды и домашнего обихода –иногда подержанные, был весьма велик».24  

     Национал-социалистическая пропаганда, формируя позитивный образ нового государства в общественном сознании, не ограничивалась выдвижением лозунгов, варьировавшихся в зависимости от того, какой адресной группе они предназначались. Одним из наиболее действенных методов стало использование нацистами расплывчатых надежд, которые определённая часть немецкого народа связывала с именем А.Гитлера. Мессианские ожидания получили распространение в Германии ещё задолго  до 1933 г.  Даже сам А.Гитлер говорил о себе на заре зарождения своего движения как о «барабанщике», предтече грядущего вождя.25  Нацизму оставалось лишь укрепить упомянутые настроения, представив нового рейхсканцлера как персонификацию идеи национального подъёма, как фюрера не только НСДАП, но и всей страны.

     Уже сам факт прихода А.Гитлера к власти подавался как событие эпохального значения. «Они не говорили: Гитлер стал рейхсканцлером, они говорили лишь: Гитлер. Рассказывали об этом друг другу на улицах, перед магазинами, за барной стойкой, кричали друг другу об этом в метро и автобусах. Как будто электрический ток шёл от человека к человеку, воспламенял громадный город, вопламенял миллионы сердец: они пылали, весь огромный Берлин пылал»,26 –  так выглядела реакция населения на известие о формировании нового кабинета министров согласно Эриху Чех- Йохбергу,  который был одним из самых активных творцов мифа о фюрера.

Нацистская пропаганда, направляемая Й.Геббельсом, изображала А.Гитлера канцлером нового типа, “последним оплотом против коммунистической опасности, последней надеждой крестьян и рабочих, защитником христианской религии»27, радетелем общенациональных интересов.

      По завершении выборов 5 марта 1933 г. насаждение культа фюрера в Германии приобретает всё большие масштабы.  Например, огромными тиражами выходит «Майн Кампф», улицы имени Фридриха Эберта переименовываются в улицы имени Адольфа Гитлера, получает распространение традиция высаживать «гитлеровские» дубы и липы.  Ключевыми пунктами этого процесса стали в 1933 г. первые общегерманские торжества 20 апреля 1933 г. по случаю дня рождения А.Гитлера и введение обязательного для всех чиновников «немецкого приветствия» (или «гитлеровского приветствия) 13 июля 1933 г.28        

     Вторым эффективным методом психологической обработки населения стало конструирование образа врага в массовом сознании. Применяя концепцию «мифологии этнотравмы» к описываемому историческому периоду, можно сказать, что НСДАП создавала в целях максимальной мобилизации масс архетипическую оппозицию «они-мы», нагружая понятие «они» максимальным количеством негативных этнических символов.29 Нагнетая страх перед коммунистической угрозой, используя в своих целях этнотравму, нанесённую немецкой нации поражением в первой мировой войне и его последствиями, разжигая антисемитские настроения,  пропаганда устраняла многие препятствия на пути установления нацистской диктатуры. Разгром КПГ, а позже и СДПГ, выдаваемый нацистами за превентивную меру, воспринимался значительной частью общества, особенно средним классом и крестьянством, зачастую очень позитивно (многочисленные документальные подтверждения этому приводит английский исследователь Ян Кершоу).30 

     В “воззвании имперского правительства к немецкому народу” (1 февраля 1933 г.) вся ответственность за бедственное положение Германии была возложена на «марксистские партии». Там же утверждалось, что новый политический и экономический прогресс может быть достигнут лишь при условии «преодоления тлетворного коммунистического влияния».31 Тем самым был дан сигнал к началу предвыборной борьбы, проходившей под лозунгом «Война большевизму» (или же  «Борьба против марксизма»).

     Й.Геббельс пообещал А.Гитлеру ,что начатая кампания станет «шедевром агитации».31 Действительно,  как устоявшиеся в общественном сознании мифы, вроде «легенды о кинжальном ударе»*, так и опасения большевизации Германии эксплуатировались нацистской пропагандой в полной мере (при посредстве прессы, радиовещания, устной и плакатной агитации и другим путём). Более того, после поджога рейхстага 27 февраля 1933 г. нацисты получили долгожданный повод обвинить КПГ в попытке путча, и оправдать тем самым репрессии, вскоре начатые в отношении этой партии. Так, например, Г.Геринг в своём радиообращении от 1 марта 1933 г. заявлял: «Поверьте мне, если бы мы…не задействовали все властные ресурсы государства…то сейчас нам пришлось бы говорить о новых поджогах и новых актах террора».32

      Понятия «большевизм»  и «мировой финансовый капитал»   в идеологии нацизма всегда был тесно связаны с представлением о еврейском «мировом  заговоре».   Тиражируемый НСДАП образ врага включал в себя как органическую составляющую антисемитизм (являющийся способом сведения эклектических нацистских построений воедино). Именно поэтому нацисты после своего прихода к власти  стремились максимально радикализовать антиеврейские настроения в обществе путём усиления антисемитского акцента в своей пропаганде.

       Наиболее показателен в этом отношении организованный Й.Геббельсом 1 апреля 1933 бойкот еврейских магазинов, обосновываемой нацистской пропагандой как акт предупреждения в отношении зарубежной прессы, якобы находившейся целиком под контролем еврейства и потому необъективно освещающей происходящие в Германии процессы. Эта кампания, проводимая при посредстве «Центрального комитета обороны против   живописующей ужасы и изолирующей (Германию –прим. автора) травли со стороны еврейства», руководителем которого стал Юлиус Штрейхер, проходила под лозунгом «Немцы, обороняйтесь! Не покупайте у евреев!» и сопровождалась многочисленными актами насилия по отношению к гражданам еврейского происхождения.

      Однако эта пропагандистская акция не смогла привести к желаемым результатам:  большая часть населения  не принимала в ней участие,  либо отчуждённо наблюдая происходящее, либо  проявляя в отдельных случаях солидарность с жертвами террора.33  Гораздо больший успех имела игра нацизма на чувстве ущемлённого национального достоинства, позволяющая максимально эффективно консолидировать население вокруг нацистского режима.

    Об этом свидетельствуют результаты плебисцита по вопросу выхода Германии из Лиги Наций, проходившему 12 ноября 1933 г. одновременно с новыми выборами в рейхстаг: 95,1 % голосов «за».34  Конечно же, здесь необходимо учитывать многочисленные подтасовки, имевшие место в ходе подсчёта голосов, однако, как констатировала эмигрантская социал-демократическая группа «Новое начало», «результаты выборов в общем и целом соответствовали действительному настроению (в обществе –прим. автора)» и «несмотря на некоторые несоответствия, общий итог был относительно достоверен».35

      Подготовка и проведение выборов и плебисцита 12 ноября 1933 г. могуть дать нам наглядное представление о  том, как в третьем рейхе создавалось общественное мнение. «Масштабные митинги, марши, пропаганда с помощью плакатов и листовок, стоившая огромных денежных средств сочетались с строго организованной индивидуальной обработкой избирателей…Им в огромных количествах навязывались предвыборные брошюры, при этом  в большинстве случаев от их приобретения нельзя было отказаться. Самыми распространёнными брошюрами являлись: «Обольстители народа в теории и практики (о еврейской и марксистской коррупции), «Евреи требуют убийства Гитлера» (и прочая примитивная антисемитская пропаганда ужасов), «Парадокс битвы на Марне» (брошюра, в которой доказывалось, что битва на Марне была проиграна из-за предательства евреев, масонов и др.)».36

       1933 год явился  водоразделом между нацистской пропагандой периода Веймарской республики (1920-1933 гг.) и существования третьего рейха (1933-1945 гг.). Подводя итог проведённому исследованию, необходимо отметить, что система национал-социалистической пропаганды претерпела весьма значительные изменения,  как в плане организационной структуры (учреждение Министерства народного просвещения и пропаганды), так и в отношении   форм и методов пропагандистской активности. С приходом НСДАП к власти нацизм получил возможность оказывать психологическое воздействие на общество гораздо более эффективно, чем ранее. Монополизация средств массовой информации, применение репрессивных мер в отношении инакомыслящих, задействование административного и финансового потенциала государственного аппарата стали факторами, обусловившими переход системы нацистской пропаганды в новую фазу своего развития.

      При этом основная задача, выполнявшаяся нацистскими пропагандистами в 1933 г., заключалась в обеспечении как можно более быстрой стабилизации нового режима: сокрытии истинного значения ликвидации демократических институтов, формировании лояльного отношения населения к подавлению политических противников нацизма в частности и процессу нацистской унификации общества в целом. Всеми силами укрепляя миф о «национальном подъёме» и якобы образованном «народном сообществе» путём обращения к традиционным ценностям  и проведения демагогических акций, адресованных рабочему классу,   нацистская пропаганда смогла  добиться указанной цели и интегрировать общество, распространяя культ фюрера и конструрируя образа врага  в массовом сознании. 

       Однако не следует забывать о границах эффективности нацистской пропаганды. Прежде всего, «внутренние послания, содержавшиеся в речах Гитлера и Геббельса, находили отклик  потому, что  они казались знакомыми, соответствовавшими убеждениям масс»37. Манипуляция распространёнными в Германии националистическими чувствами и страхом перед установлением коммунистической диктатуры наподобие сталинской давала очевидные результаты,  однако   террор по отношению к еврейским согражданам не вызвал  всеобщего воодушевления. С другой стороны, в 1933 г. нацизм  ещё не мог привлечь на свою сторону ту часть населения, которая твёрдо разделяла   оппозиционные ему воззрения: социал-демократические,  коммунистические,  католические. Об этом свидетельствуют результаты последних свободных выборов 5 марта 1933 г., на которых НСДАП, несмотря на беспрецедентные пропагандистские усилия и репрессии, получила всего лишь 43, 9% голосов.38

    В целом  нацистская пропаганда способствовала в 1933 г. успешной стабилизации режима, что позволило  приступить в последующие годы к дальнейшей переориентации общественного сознания.  Система нацистской пропаганды, таким образом, стала наряду с механизмом государственного террора  одной из опор «третьего рейха» и  позволила его  лидерам проводить всё более и более радикальную внешнюю и внутреннюю политику, не опасаясь сопротивления со стороны немецкого народа.    

 

     Примечания:       


21 Soeseman B. Op. cit. S. 126.

22 Reichel P. Der schoene Schein des Dritten Reiches: Faszination und Gewalt des Faschismus. Frankfurt am Main, 1993. S. 214.

23 Галкин A. А. Германский фашизм. М., 1967. С. 227.

24 Там же. С. 228.

25 Kerschaw I. Fuerer und Hitlerkult // Enzyklopaedie des Nationalsozialismus / Hrsg. von Benz W., Gramml H., Weiss H. Muenchen, 1997. S. 25.

26 Czech –Jochberg E. Vom 30 Januar zum 31 Maerz. Die Tage der nationalen Erhebung. Leipzig, 1933. S. 49.

27 Kerschaw I. Der Hitler-Mythos…S. 70.

28 Ibid. S. 77-81.

29 Борисов Б. Л. Технология рекламы и PR. М., 2001. C. 266-267.

30 Kerschaw I. Op. cit. S. 72.

31 Deutsche Geschichte...S. 15.

31 Thamer H.-U. Op. cit. S. 247.

32 Der Nationalsozialismus. Dokumente 1933 –1945 / Hrsg. von Hofer W. Frankfurt am Main, 1982. S. 51-52.

33 Longerich P. Die Verfolgung und Ermordung der europaeischen Juden durch das NS-Regime. Ein Ueberblick // Nationalsozialismus und die deutsche Geschichte…

34 Enzyklopaedie des Nationalsozialismus / Hrsg. von Benz W., Gramml H., Weiss H. Muenchen, 1997. S. 793.

35 Stoever B. Berichte ueber die Lage in Deutschland: die Lagemeldungen der Gruppe Neu Beginnen aus dem Dritten Reich 1933 –1936. Bonn, 1996. S. 2-3.

36 Ibid. S. 3.

37 Bohse J. Inszenierte Kriegsbegeisterung und ohnmaechtiger Friedenswille: Meinungslenkung und Propaganda im Nationalsozialismus. Stuttgart, 1988.S. 63.

38 Thamer H. –U. Op. cit. S. 256. 

Hosted by uCoz