Copyright © 2000 Смирнов Дмитрий Александрович | E-mail: d-smirnov@mail.ru
Опыт демократического воспитания в странах Европы (на примере политического образования ФРГ)
CТРАНИЦА 2 Многие в немецком обществе не хотели знать это прошлое. Яркое свидетельство тому пример Анны Розмус, которая сначала школьницей, а затем зрелым исследователем изучала историю своего родного города Пассау периода нацистской диктатуры и стала автором научного труда, удостоенного премии Софи и Ханса Шоллей[12]. Она подверглась гонениям и натолкнулась на острое непонимание. Сама она так оценила произошедшее с ней: “Память ― это всегда риск. Никто не хочет избытка памяти”[13]. Все это демонстрировало трудные сдвиги в историческом сознании ФРГ. Неоднозначность этого процесса означала, что и в дальнейшем движение к постижению исторической правды будет испытывать проблемы. Проблематичность формулирования единой образовательной политики в области политического воспитания в ФРГ приводила к тому, что государство находилось перед дилеммой: игнорирования этой сферы или проведения политики в ней, выходя за рамки своей компетенции. Компромисс был найден в форме формулирования “Рекомендаций конференции министров культуры”, принимаемых регулярно. В них находили отражение результаты научных исследований и оценка изменений в настроениях общества. В конце 1980 г. были приняты рекомендации, касавшиеся специфики отражения в школьном преподавании истории событий, связанных с борьбой немцев с режимом Гитлера. Определяющим в них было признание множественности возможной оценки этих событий[14]. Особо указывалось, что все движение “нельзя привести к общему знаменателю”: оно не должно рассматриваться с единственной точки зрения. Исходным моментом противостояния, объединявшим всех противников режима, в рекомендациях были названы: “протест против тотального вмешательства политики в повседневную жизнь; моральный бунт против правовых нарушений; солидарность с преследуемыми; попытка сохранить минимум моральной ответственности, пусть только в узком кругу семьи, общины, церкви; осознание бессмысленности и преступного характера продолжавшейся войны”. Все это, подчеркивалось в документе, означает необходимость “определения движения Сопротивления во всеобщей взаимосвязи с национал-социалистической диктатурой и политикой”. Воссоздаваемая таким образом противоречивая картина социальной атмосферы в период диктатуры позволяет ясно показать, “как могли возникать страх и приспособление и что многие имели мужество, увидеть произвол или даже восстать против него”. Сложность преподавания в школе истории движения Сопротивления, подчеркивалось в рекомендациях, заключается в необходимости “сохранить память о событиях, передать основные исторические знания и придать остроту политическим суждениям”: “Посредством этого у молодых людей должны укрепиться демократические ценности и сформироваться соответствующие образы поведения”. Они должны усвоить, что “в силах движения Сопротивления, как бы различны они ни были, проявлялась общая воля к моральному самоутверждению в безвыходном политическом положении”. В понимании этого, подчеркивалось в заключении, “лежит ключ к будущему нашего демократического строя”[15]. Восприятие истории и осмысление ее в сфере политического образования стали определять множественность и разноплановость оценки событий прошлого. На рубеже 70-х ― 80-х гг. большинство населения Германии стали составлять молодые и среднего возраста люди, для которых нацистское прошлое страны было комплексом фактов и представлений, почерпнутых из школьных учебников, истолкованных средствами массовой информации, переданных в образах искусства. Это большинство было открыто для непредвзятой оценки истории движения Сопротивления, но одновременно было особенно восприимчиво к периодически реанимированным стремлениям ее политизации. Особенно актуальной в этой ситуации становилась работа в сфере политического образования, где диалог различных точек зрения в осмыслении прошлого становился важным инструментом утверждения в сознании немцев демократических принципов государственного и социального устройства. Политическое образование стало восприниматься как средство стабилизации и направленных изменений в системе, как пространство формирования на основе широкого объема информации собственного взгляда на историю и актуальные политические проблемы. Сочетание научных исследований, политико-воспитательной работы через обращение к живым свидетельствам прошлого и дискуссий по наиболее острым проблемам современности и новейшей истории должно было стать определяющим для деятельности научно-исследовательских и образовательных учреждений ФРГ. Фальк Пингель в 1981 г. касаясь этой проблемы применительно к деятельности мемориалов и мемориальных центров указывал, что среди множества исторических образов борьбы с режимом Гитлера, рассказу о которой посвящены их экспозиции, не должно теряться понимание того, что у всех противников режима был общий враг. Это, подчеркивал исследователь, является “важнейшим уроком движения Сопротивления для нас” и должно оставаться в работе мемориальных центров ясным и определенным[16]. Выполнению поставленной сложной по форме и содержанию задачи должна способствовать, по его оценки, комплексность функций мемориальных центров: “Они напоминают о жертвах поименно, вызывают заинтересованность и сопричастность, осуществляют просветительскую работу”. Пингель констатировал, что все эти функции выполняют лишь два мемориальных центра — Дахау и Бендлерблок (Мемориал на Штауффенбергштрассе). Касаясь планируемого расширения экспозиции последнего, он заметил, что оценка движения Сопротивления в рамках политического образования должна быть приведена “в соответствие с сегодняшним уровнем знаний”. Имеет смысл, далее указал Пингель, начать работу над созданием “центрального, охватывающего все жертвы национал-социализма мемориального центра”. Этот центр, предостерегал он, должен не конкурировать с ныне существующими или вновь создаваемыми мемориалами, но органично войти в систему политического образования[17]. Большую часть посетителей мемориалов в начале 80-х гг. стали составлять те, кто не имел личного опыта соприкосновения с диктатурой. Поэтому мемориальные экспозиции должны были быть доказательны: опираясь на документы, выставки становились средством “перевода” реальности прошлого на язык настоящего. На первый план в деятельности мемориалов выходили задачи эффективной “ретрансляции”, тем самым обнаруживая тесную взаимосвязь политического образования и общественных наук, таких как социология и история. Одним из самых известных среди них является основанный в 1983 г. берлинский Мемориальный центр “Германское Сопротивление” (на месте бывшего Мемориала на Штауффенбергштрассе). В здании, в котором он располагается, 20 июля 1944 г. находилась штаб-квартира участников заговора против Гитлера, а в 1952 г. было открыто несколько памятных комнат, посвященных этому событию[18]. Становление этого учреждения в начале 80-х гг. проходило в противоречивой общественной обстановке, где, с одной стороны, в историческом сознании немцев благодаря деятельности системы политического образования произошли важные изменения в оценки новейшего прошлого страны, но, с другой стороны, актуальные политические события свидетельствовали о неоднозначности его образа в широких массах населения. Сигналами этого стали приход к власти консерваторов из ХДС/ХСС, последовавший вслед за этим призыв отойти от “вечного покаяния”, которое “парализует народ”, “выйти из тупика прошлого” (выражения Франца Йозефа Штраусса), а также получившая общественный резонанс дискуссия, названная впоследствии “спором историков”. Мемориальный центр представляет собой крупный исследовательский, музейный и образовательный комплекс по проблемам движения Сопротивления в Германии в 1933—1945 гг. — антифашистской борьбы, неповиновения и протеста против режима Гитлера. Задачами, которые определяют его деятельность в сфере политического образования, являются демифологизация и деполитизация прошлого. На основании широкого объема документов и свидетельств Центр дает возможность представить все многообразие исторической действительности. Сочетание в деятельности Мемориального центра научных исследований, музейных проектов и образовательной работы делает его уникальным явлением в общественной жизни и в системе политического образования ФРГ. Основой его деятельности является “интегральная концепция” истории германского Сопротивления, в соответствии с которой это движение рассматривается “во всей широте и многообразии” форм и направлений проявления неповиновения и борьбы с режимом национал-социалистов. Это не только теоретический конструкт, в соответствии с которыми из потока прошлого выуживаются факты ему соответствующие. Гносеологические и методологические принципы этой концепции позволяют говорить о ней как о теории, направленной на активную познавательную деятельность, личное постижение и осмысление многообразной исторической действительности. Берлинский Мемориальный центр “Германское Сопротивление” выполнял прежде и выполняет сегодня три функции. Он выступает: а) как архивный, музейный и выставочный центр по истории германского Сопротивления; б) как место, координирующее исторические исследования по данной тематике и смежным проблемам; в) как элемент системы политического образования и активный участник дискуссий по проблемам истории германского Сопротивления, которые часто были обусловлены актуальным политическим развитием Германии. Наряду с этим комплексом функций отличие Мемориального центра от других мемориалов заключается в том, что экспозиция, научные исследования и затрагиваемые в политико-образовательной работе проблемы, не ограничиваются историческими событиями, произошедшими непосредственно на месте, где ныне существует это учреждение. Базируясь на положениях “интегральной концепции”, центр осуществляет свою деятельность в пространстве широкой оценки всей истории национал-социализма и германского Сопротивления. Посредством описания многообразия движения Сопротивления “в политическом, конфессиональном, культурном и мировоззренческом плане” создатели экспозиции стремились “развить чутье на множество форм активного противостояния национал-социализму”. И в этом случае, по словам Тухеля, Мемориальный центр выступал “не музеем, а местом активного обучения и политического образования”[19], позволяя увидеть опасности, которые угрожают обществу, и обозначить их границы: “История движения Сопротивления становится таким образом своего рода политической философией и проникает… в современность, затрагивая каждого, кто касается судеб, мотивов и целей противостояния”[20]. Структура постоянной экспозиции Мемориального центра “Сопротивление против национал-социализма” выстроена так, чтобы, с одной стороны, представить историю движения во всей полноте, а, с другой стороны, на основе конкретных исторических документах дать возможность глубже проникнуть в специфику каждого из его направлений, понять его сложность и противоречивость. Для знакомства с экспозицией посетители центра образуют небольшие группы из 10-15 человек, для которых экскурсовод выступает не безусловным авторитетом, а скорее консультантом и экспертом. Как правило, он ограничивается информационным сообщением и предоставляет посетителям возможность самостоятельного знакомства с материалами по интересующей их теме. Центр предоставляет в распоряжение посетителей описания разделов, факсимиле исторических документов, обзоры, воссоздающие фон событий, а также большое количество документальных и игровых фильмов по истории германского Сопротивления, с которыми можно ознакомиться после осмотра основной экспозиции. При этом посетителям предлагают новейшие данные по истории борьбы с фашизмом и работа над документами не прекращается: обновление экспозиции и сопутствующих материалов происходит регулярно. Наряду с постоянной экспозицией и специальными выставками Мемориальный центр проводит тематические мероприятия. С 1997 г. по 1999 г. было осуществлено девять подобных мероприятий, чаще всего связанных с памятными датами. Они продолжаются, как правило, целый день и включают в свою программу доклады, демонстрацию фильмов, презентацию выставок или книг. Наряду с этими проектами в стенах Бендлерблока проходят регулярные чтения докладов, практически каждый месяц. Их темы заранее анонсируют и на них приглашаются все желающие. Выставочная деятельность выступает основным, но не единственным элементом работы Мемориального центра в сфере политического образования. Ее дополняют однодневные и многодневные семинары. Они проводятся как для рядовых посетителей, так и для преподавателей истории, политологии и социологии, помогая восполнить им пробелы в профессиональной подготовке. Мемориальный центр выступил инициатором и организационным центром экскурсий для школьников по берлинским местам, связанным с историей национал-социализма. По оценке автора одной из экскурсионных программ и сотрудника центра Томаса Флюгге, эти экскурсии вводят школьников в мир, “который долгое время казался им далеким”: “Во время экскурсии важно… показать отраженные в картине города общественные взаимосвязи, характерные для того времени”[21]. Продолжением поездки являются научные проекты школьников, в ходе подготовки которых они сами пытаются найти решение определенных проблем, связанных с тематикой экскурсии. Как свидетельствует опыт, отметил Флюгге, именно исследовательский поиск позволяет школьникам сформировать собственное представление об исторических событиях. При этом, указывал Флюгге, школьники в своих действиях относительно независимы: ни Мемориальный центр, ни школа через учебный план их к этому не обязывали[22]. Самостоятельность суждений на основе широкого объема исторических фактов, которые предоставляет центр в рамках своей постоянной экспозиции, в других выставочных проектах, а также содержащихся документах, имеющихся в его архивах, является важнейшей целью всего комплекса его практической деятельности, работы в сфере политического образования. Практическая деятельность центра создает пространство взаимодействия науки с обществом. Образ германского Сопротивления, который передается в ней, является упрощенной трактовкой результатов исследований и в качестве музея Мемориальный центр выступает своеобразным средством массовой информации, позволяя широкой общественности знакомится с этими результатами. “Интегральная концепция”, научная работа и комплекс практической деятельности центра дополняют друг друга и позволяют ставить острые вопросы относительно современного состояния германского общества, которые через обращение к феномену движения Сопротивления приобретают историческое звучание в контексте всего прошлого немецкого народа. Трудности, которые испытывало осмысление и преодоление тоталитарного национал-социалистического прошлого в Германии, наглядно демонстрируют, с какими проблемами может столкнуться российское общество в процессе понимания новейшего периода своей истории. Система политического образования ФРГ[23] выступала в процессе преодоления прошлого областью, которая словно индикатор демонстрировала отношение людей к познанию исторических событий и явлений, в которых они могли увидеть себе сегодняшних в нежелательном для них ракурсе. Объективный взгляд на эти страницы прошлого мог поставить под сомнение основы их понимания своего места в истории и в мире. В сегодняшней России этот страх также присутствует. Его преодоление является необходимым условием нашего движения к свободному демократическому обществу. Справедливо будет отметить, что в России конкурсы школьных исторических сочинений, подобные конкурсу фонда Кёрбера также проводятся. Большое внимание привлекает к себе конкурс, проводимый под патронажем Российского государственного гуманитарного университета и при поддержке фонда Форда. В центре разнообразных по тематике сочинений находятся, как правило, “частные человеческие судьбы”[24]. Интерес к человеческому измерению истории сближает работы российских школьников с работами их немецких сверстников. Это позволяет говорить о том, что опыт демократического исторического воспитания определенным образом востребован и использован в российских реалиях.
[12] Rosmus A. Widerstand und Verfolgung ― am Beispiel Passaus 1933 bis 1939. Passau, 1983. [13] Schütt H.-D. Anna Rosmus ― die “Hexe” von Passau. Berlin, 1994. S. 46. [14] См.: Steinbach P. Widerstand im Widerstreit. Der Widerstand gegen den Nationalsozialismus in der Erinnerung der Deutschen. Paderborn, 1994. S. 100. [15] Beschlüsse, Erklärungen, Empfehlungen der Kulturministerkonferenz. Berlin, 1982. (Цит. по: Markmann H.-J. Der 20.Juli 1944 und der deutsche Widerstand gegen den Nationalsozialismus in den Schulbüchern beider deutscher Staaten// Der 20. Juli 1944. Bewertung und Rezeption des deutschen Widerstandes gegen das NS-Regime. Köln, 1994. S. 147-148) [16] Pingel F. Erinnern oder Vergessen? Überlegungen zum Gedanken an den Widerstand und an die Opfer des Nationalsozialismus// Aus Politik und Zeitgeschichte. 1981. B 9-10. S. 18. [17] Ibid. S. 19, 21, 28. [18] Подробнее об истории Мемориала на Штауффенбергштрассе: Смирнов Д.А. Берлинский Мемориальный центр “Германское Сопротивление”// Германия и Россия: События, образы, люди. Вып.3: Материалы международной конференции “Россия и Германия: опыт и уроки отношений в XIX-XX вв.” Воронеж, 2000. [19] Tuchel J. Zur Geschichte und Aufgabe der Gedenkstätte Deutscher Widerstand. Aufstand des Gewissens. Militärischer Widerstand gegen Hitler und das NS-Regime 1933-1945. Katalog zur Wanderausstellung. Berlin, 1994. S. 711, 714. [20] Steinbach P. Widerstand im Widerstreit. S. 16. [21] Flügge Th. Erkundigung von Spuren des “Dritten Reiches ” im heutigen Berlin// Praxis der Gedenstättenpädagogik. Erfahrungen und Perspektiven. Opladen. 1995. S. 133. [22] Ibid. S. 134. [23] В последнее время развернулась дискуссия о необходимости реформирования системы политического образования. Предусматривается сокращение расходов и персонала, а также определение новых направлений деятельности Федерального ведомства. В частности, особое внимание будет сконцентрировано на образовательной работы в Восточной Германии, прежде всего среди молодежи и по пропаганде основ социального рыночного хозяйства. Остается “открытым” будущее газеты “Das Parlament” как “убыточного издания”. Приложение предусматривается сохранить в любом случае, но в “измененной форме”: Das Parlament. 2000. Nr. 22-23. [24] Павлович Н. История историй// Итоги. 2000. №16. С. 52.
CТРАНИЦА 2 |