Страница 5
[01]  [02]  [03]  [04]  [05]  [06]  [07]  [08]  [09]  [10]  [11]  [12]  [13]  [14]  [15]  [16] 

Фашистские режимы в Европе: общее и особенное

В начале ХХ века во многих странах мира возникли движения, получившие названия фашистских (фашио (итал.) – союз, пучок прутьев). Их появление было подготовлено активизацией националистических и милитаристских идей в конце ХIХ в. после образования новых национальных государств – Германии, Италии; ростом и оформлением антисемитизма; распространением социал-дарвинизма (перенос законов развития природы Ч.Дарвина на развитие человеческого общества) и геополитических теорий о взаимосвязи географического положения государств с их историей, консервативно-романтическими иллюзиями о неспешном прошлом в противовес бурному технократическому развитию в новом столетии. Большая роль в росте популярности фашистских идей принадлежит и первой мировой войне – триумфу насилия и армейского духа, которая вызвала и усиление вмешательства государства во все сферы жизни общества, прежде всего в экономику, а также сформировала мощный пропагандистский аппарат, нацеленный на пробуждение в массах национализма и шовинизма. Наконец, фашизм – это и определенное состояние массового сознания, реакция отдельных людей на враждебность окружающего мира, бурную индустриализацию и урбанизацию, могущество монополий, создание новых вооружений, потерю (особенно мелкобуржуазными слоями) привычного социального статуса и перспективы (для послевоенной молодежи). Мировой экономический кризис 1929-33 г.г. усилил эти депрессивные настроения, поставил народные массы на грань нищеты и безысходности. Люди надеялись, что сильная государственная власть поможет быстро решить все проблемы. Кризис либерального государства, возрастание “красной угрозы”, существование СССР заставляли и правящие группы искать спасения в правых, диктаторских режимах. В конечном счете фашизм стал наиболее ярким свидетельством цивилизационного кризиса.

В Италии и Германии фашисты пришли к власти легальным путем: 29 октября 1922 г. после фашистского  “похода на Рим”  итальянский король Виктор-Эммануил III поручил Бенито Муссолини сформировать правительство, 30 января 1933 г. германский президент Гинденбург провозгласил Адольфа Гитлера рейхсканцлером. Режим генерала Франсиско Франко в Испании (в последнее время многие историки считают его не фашистским, а авторитарным, режимом “сильной личности”) возник в результате военного мятежа в Марокко 17 июля 1936 г. и последовавшей за ним гражданской войны 1936-39 г.г. Общим было одно: история этих государств резко изменилась, жизнь людей и общества отныне была подчинена принципиально иным идеям и законам.

Фюреры

Роль лидера, вождя в фашистских режимах и их идеологических  системах была столь велика, что в исторической науке нередко встречаются мнения о германском национал-социализме как порождении “демона” Гитлера, о невозможности возникновения фашистского движения без Муссолини… Принцип фюрерства, культ вождя занимали одно из центральных мест в идеологии любого тоталитарного общества. Кто же они, эти фюреры, дуче, каудильо – злые гении современности?

Адольф Гитлер (1889-1945) – настоящая фамилия Шилькгрубер - родился на границе Австрии и Германии 20 апреля 1889 г. в городке Браунау. Он был болезненным, обидчивым и самолюбивым ребенком. Близких друзей не имел, хотя в играх часто был лидером. Среднюю школу не закончил; считая себя художником по призванию, два раза неудачно поступал в Венскую академию художеств. После этого на всю жизнь сохранил ненависть к “тупым профессорам” и академической науке. Несколько лет Адольф жил в Вене, перебиваясь случайными заработками и продавая свои эскизы. Обладая феноменальной памятью, он много и бессистемно читал по истории, философии, мифологии, экономике. Еще в школе Гитлер, интересуясь историей, проникся идеями единства и “величия” германского народа. В Вене, по его собственным словам, он возненавидел евреев как “паразитов”. В 1914 г., переехав в Мюнхен, добровольцем ушел на фронт. Был награжден Железным крестом 1 степени за воинскую доблесть. В его жизненных идеалах отныне немалое место заняли армейская дисциплина и фронтовое товарищество. После войны, испытав глубокое потрясение от поражения Германии, ненавидя марксизм, Гитлер решает посвятить себя политике. Он вступает в малоизвестную Немецкую рабочую партию (1919) и вскоре становится ее вождем (фюрером), а партия –  Национал-социалистической немецкой рабочей партией. Гитлер обладал неординарным даром оратора и организаторскими способностями. 8 ноября 1923 г. он попытался организовать “марш на Берлин” (“Пивной путч”, т.к. нацисты устраивали митинги в пивных залах Мюнхена). Суд по обвинению в государственной измене Гитлер использовал как ораторскую трибуну. В тюрьме за 9 месяцев он пишет книгу “Майн Кампф” – “Моя борьба”, где излагает свою биографию и учение. После освобождения Гитлер сделал ставку на легальный захват власти через парламент, финансовую помощь ему оказывают промышленники и банкиры. В 1932 г. нацисты становятся самой влиятельной партией в Германии, а в январе 1933 г. Гитлер получает пост рейхсканцлера. После смерти в 1934 г. Гинденбурга он объединяет его с президентским, объявив себя “фюрером германского народа”. Все больше он убеждается в своем предназначении свыше для “спасения Германии”, хотя его личная жизнь по-прежнему скромна. Всего себя он посвящает реализации целей господства “арийской расы”, консолидации немецкого общества под нацистскими лозунгами. В период войны он лично осуществлял верховное командование вооруженными силами. После перелома в войне (1943) Гитлер все больше уходит в мир фантазий, изолируя себя в своей ставке от мира, в его личности окончательно возобладали интуитивизм, истеричность, подозрительность. После неудавшегося покушения 20 июля 1944 г. он с большой жестокостью расправился с офицерами-заговорщиками. 30 апреля 1945 г., зарегистрировав накануне брак с Евой Браун, Гитлер застрелился, оставив политическое завещание. Их тела были сожжены, хотя некоторые костные останки сохранились.

Из политического завещания Гитлера: “…я действовал исключительно исходя из любви и верности моему народу во всех своих помыслах, поступках и жизни. …наша задача, состоящая в продолжении строительства национал-социалистического государства, означает работу грядущих веков…”.

Бенито Муссолини (1883-1945) родился в деревне Довиа провинции Эмилия-Романья, известной как ядро итальянских радикальных элементов – карбонариев. Еще в школе выделялся агрессивным и упрямым характером, частыми драками, из-за чего был отчислен. В юношеские годы находился под влиянием анархо-синдикалистских и антиклерикальных идей, пробовал себя как оратор и журналист. В 1902 г. эмигрировал в Швейцарию, где подрабатывал чернорабочим, каменщиком официантом, арестовывался за бродяжничество. В 1903 г. он вступил в Итальянскую социалистическую партию, познакомился с марксизмом и философией Ницше, но никогда не имел склонности к систематическому изучению теории. Вернувшись в 1905 г. в Италию с репутацией антиклерикала и антимонархиста-революционера, он посвятил себя журналистской работе, которую хорошо знал и имел к ней безусловные способности. Вскоре он стал редактором собственной газеты “Лотта ди классе” (“Классовая борьба”), где агрессивно, беспощадно и импульсивно ругал милитаризм, священников, монархию, апологетизировал культ силы. После тюремного заключения в 1911 г. на 5 месяцев за “подстрекательство к беспорядкам”, когда Муссолини написал свою первую автобиографию, в прессе его все чаще начинают называть “дуче” (вождь). Он становится главным редактором партийной газеты социалистов “Аванти!”, затем издает собственную газету “Пополо д’Италиа” (“Народ Италии”). За критику Итальянской социалистической партии и военную пропаганду был исключен из партии (1914), был в числе инициаторов создания фаши – союзов революционного действия за вступление Италии в войну. Участвовал в боевых действиях, был ранен. В марте 1919 г. Муссолини собрал в Милане своих  сторонников в основном из бывших фронтовиков и объявил о создании нового движения “Боевой союз” с программой, основанной на национализме и радикальных социальных лозунгах. В ноябре 1921 г. движение переросло в Национальную фашистскую партию с дуче во главе. В условиях накаленной политической ситуации в Италии, роста забастовок рабочих доверие новой партии стали оказывать и власть имущие. В то же время Муссолини готовился к захвату власти. В октябре 1922 г. после выдвижения фашистов к столице (“поход на Рим”) король назначил Муссолини премьер-министром. За несколько лет (до 1929 г.) он сформировал новое фашистское государство, в то же время складывается его сакральный культ как “вождя нации” и символа нового режима. Как личность Муссолини отличался непоколебимой верой в собственную исключительность и высшее призвание, жаждой власти над людьми, прагматизмом, склонностью к актерским позам и поведению и даже суеверием. Он обладал феноменальной способностью воздействовать на массы и убедить их.  После сближения с Германией Италия вынуждена была следовать в орбите германской политики, а сам дуче - не без борьбы и чувства зависти - признать верховенство более решительного и последовательного германского фюрера. Вступление Италии в войну и последовавшие поражения обострили намечавшийся кризис фашистского режима. Муссолини потерял и личную популярность. В июле 1943 г. он был смещен королем с поста премьер-министра и арестован заговорщиками из числа генералов. В результате детективной операции немецких спецслужб в сентябре Муссолини был освобожден из заключения и возглавил Итальянскую социальную республику на севере Италии, которая фактически находилась в полной зависимости от германских войск, оккупировавших ее территорию. Сам Муссолини утратил свою былую волю, деградировал физически и впал в глубокую депрессию. Весной 1945 г. при попытке бегства в Швейцарию он был арестован итальянскими партизанами и расстрелян вместе со своей подругой Кларой Петаччи 28 апреля 1945 г.. Их тела были повешены за ноги для всеобщего обозрения в Милане.

Формирование тоталитарных режимов в Италии, Германии, Испании начиналось с политики унификации – подчинения всех сфер жизни общества единой идеологии, искоренения любой возможности инакомыслия. Распускались и запрещались политические партии, кроме фашистских, за редким исключением расформировывались или “переориентировались” все массовые организации. Постепенно ликвидировались парламенты. Фашистские партии, например НСДАП законом от 1 декабря 1933 г., объявлялись “носителями государственной идеи”, тем самым начинался процесс сращивания партии и государства. Любые государственные посты отныне могли занимать только члены партии (“закон о бюрократии” в Италии 1926 г.). Решения партийных органов, особенно в Германии, часто подменяли государственные. Более того, “партийное  государство” обретало новую, несвойственную для традиционного капитализма роль активного регулятора экономических процессов. В отличие от демократических стран управление экономикой становилось сверхцентрализованным – создавались “корпорации” (Италия), “палаты” (Германия), “синдикаты” (Испания), в ведении которых находились все вопросы экономической жизни. Однако основополагающий принцип капиталистического общества – частную собственность – фашисты не трогали, ограничиваясь конфискацией имущества лишь “расово чуждых” элементов (антисемитская “ариизация” в Германии). Поэтому предприниматели все же сохраняли определенную “независимость” (в наибольшей степени это было заметно в Испании).

Фашистская система господства в политической сфере опиралась на два основных компонента: насилие, с одной стороны, и формирование массового согласия через всеобъемлющую систему фашистских общественных организаций, с другой. Различным было лишь соотношение этих опор режима. Если в Германии система террора, доносов, тотальной слежки друг за другом была развита в высшей степени, то в Испании (правда, ближе к концу Второй мировой войны) даже было объявлено “условное освобождение” политзаключенных. Но нельзя отрицать, что страх населения перед штрафными санкциями режима во многом определял выражение лояльности ему. Даже, если “недовольные” не попадали в тюрьмы и концентрационные лагеря, они теряли работу, представителям творческой интеллигенции запрещалось заниматься своим трудом и им приходилось принудительно менять профессию. Во всех странах режим создавал разветвленную, часто дублирующую друг друга систему органов государственной безопасности (СД, гестапо, части СС (“партийная полиция”) -  в Германии), под власть которых попадал и сам государственный аппарат.

Однако фашистские режимы тем и отличаются от военных диктатур, что формируют достаточно широкую массовую базу, опору в обществе. Демонстрации сотен тысяч людей с выражением любви и преданности дуче или фюреру невозможно было организовать “сверху” только на чувстве страха. Большую роль здесь играли фашистские профсоюзы (“Германский рабочий фронт”) и  массовые организации, созданные в расчете практически на каждого гражданина (союзы учителей, художников, писателей, юристов, вплоть до малышей и домохозяек). Все они были обязаны в своей деятельности придерживаться официальной идеологии. Фашистские режимы использовали и государственный патернализм – социальные реформы и меры поощрения, частично улучшавшие положение народных масс (организация дешевого досуга и туризма, летний отдых детей, премии “за хорошую работу”). Самым  положительным итогом национал-социализма в глазах немцев была ликвидация безработицы. Однако главным объединяющим моментом в обществе была фашистская идеология, преподносившаяся детально организованным аппаратом пропаганды. Она строилась на преобладании одной ведущей идеи (идея нации в Италии, расовое превосходство немцев в Германии, лишь в Испании наряду с “единением испанской нации” большое влияние имела католическая религия) и во всех странах отличалась агрессивностью, наступательным характером, нетерпимостью к малейшему инакомыслию. При этом “научности” аргументов не придавалось большого значения, основными принципами были “простота, размах и концентрация”, по словам германского министра пропаганды д-ра Геббельса. Одними из главных составляющих такой идеологии всегда были воинственность и милитаризм, “образ врага” (коммунисты, евреи, “нытики”). Фашистское общество должно было представлять собой единый военизированный лагерь, постоянно готовый к новым “битвам” (за “жизненное пространство”, рождаемость, урожай, экономию).

Страница 5
[01]  [02]  [03]  [04]  [05]  [06]  [07]  [08]  [09]  [10]  [11]  [12]  [13]  [14]  [15]  [16] 

Hosted by uCoz