Страница 7
[01]  [02]  [03]  [04]  [05]  [06]  [07]  [08]  [09]  [10]  [11]  [12]  [13]  [14]  [15]  [16] 

Президент США Ф.Рузвельт и его “новый курс”

В то время как в Европе у власти во многих странах утверждались фашистские, диктаторские режимы, в США была предпринята попытка обновления западной цивилизации на базе сохранения традиционных демократических основ общества. Избирательная кампания 1932 г. отличалась особой напряженностью. Кризис практически достиг своего апогея. Миллионы “простых американцев” находились в отчаянии, а правительство и президент-республиканец Г.Гувер не предпринимали никаких значимых мер. Более того, Гувер и в 1932 г. отстаивал лозунг “регулируемого индивидуализма”. Акции правительственной поддержки (январь 1932: создание РФК – Реконструктивной финансовой корпорации - для субсидий и займов банкам и другим корпорациям) были направлены в сторону предпринимателей, а не на социальную защиту всех граждан. Она оставалась делом частной благотворительности.

На этом фоне избирательная программа демократов и их кандидата Ф.Рузвельта выглядела резко контрастной. Рузвельт выдвинул и с талантом искусного политика отстаивал концепцию “нового курса”, когда государство должно проявить ответственность за судьбы граждан, “забытых американцев”.

Из речей Рузвельта: “Страна нуждается в переменах и… настойчиво требует смелых экспериментов… главное – надо действовать”. “Каждый человек имеет право на жизнь, а это значит, что нельзя отрицать и его права на достаточно обеспеченные жизненные условия…”

Новаторской в “новом курсе”, который ни в 1932 г., ни позже не имел четко очерченной идеологии, была его главная идея – активное государственное регулирование с целью более справедливого распределения общественных богатств и создания системы социальной защиты населения. Рузвельт твердо настаивал  на расширении полномочий исполнительной власти и прежде всего президента. Как показала практика, особенностью “нового курса” была и быстрота проведения реформ, динамизм государственной политики. Она проводилась в условиях демократического плюрализма мнений и зачастую подвергалась существенной критике и даже попыткам демонтажа. Однако Рузвельт как политик обладал несомненным чутьем момента и сумел из эмпирических мер сформировать линию выхода из кризиса с опорой на демократические ценности американского общества, которое оценило его действия и оказало ему невиданное до этого политическое доверие.

Франклин Делано Рузвельт – человек и политик

Франклин Рузвельт родился в 1882 г. в состоятельной семье, члены которой активно участвовали в политической жизни США. Его дядя – Теодор Рузвельт стал  президентом США в 1901-1909 г.г. и заложил основы политики социальных реформ. Ф.Рузвельт получил прекрасное образование, знал несколько языков, окончил Гарвардский университет. В 1913-1920 г.г. – помощник морского министра в правительстве В.Вильсона. Еще в 1910 г. стал сенатором штата Нью-Йорк. Энергичный, улавливающий любые изменения политической обстановки, твердо верящий в свою звезду, иронично-интеллигентный политик, казалось, беспрепятственно шел по лестнице власти. Наступил 1921 г., в один из дней Рузвельт почувствовал недомогание. Это был полиомиелит… 39-летний мужчина, отец семейства становится инвалидом – у него отныне парализованы ноги. Катастрофа не сломила Рузвельта. Уже в 1928 г. он возвращается в большую политику – становится губернатором штата Нью-Йорк, что всегда рассматривалось как трамплин для прыжка в  президентское кресло. В своих выступлениях Рузвельт отстаивает “концепцию прогрессивного либерализма”. Что это такое, до конца не знал и он сам, но он всегда являлся политическим прагматиком, умевшим быстро изменять свою позицию, и видел, что Америка нуждается в реформах. Его политические воззрения сложились под влиянием реформизма Т.Рузвельта и либерализма В.Вильсона. Рузвельт умел работать с абсолютно разными людьми, получать от них информацию, а не “закапываться” в бумаги. В своей внешнеполитической концепции он выступил против традиционного для США изоляционизма, его наиболее решительным шагом было признание СССР в конце 1933 г.

Из речи Рузвельта при вступлении на пост президента: необходимо “предоставить исполнительной власти такие же широкие полномочия, какие были бы даны президенту, если бы внешний враг вторгся в нашу страну”.

Из последней речи перед конгрессом 1 марта 1945 г.: “Мир, который мы строим, не может быть американским или британским миром, русским, французским или китайским миром. …Он должен быть миром, базирующимся на совместных усилиях всех стран”.

Ф.Рузвельт – первый и последний президент США, который оставался на этом посту четыре 4-летних срока! В апреле 1945 г., когда мир был уже близок, президент по-прежнему был активен и бодр. 12 апреля днем он внезапно почувствовал сильную головную боль и вскоре потерял сознание. Через два часа Рузвельт умер от обширного кровоизлияния в мозг.

Мероприятия “нового курса” проводились по нескольким направлениям:

-          финансовому;

-          промышленному;

-          в сельском хозяйстве;

-          в социальной сфере;

-          в реформировании сферы государственного управления.

Всю политику “нового курса” можно условно разделить на три этапа:

1933-1934 – серия чрезвычайных мер для выхода из кризиса, укрепление финансово-экономической системы США;

1935-1936 – “сдвиг влево” в политике “нового курса”, меры по социальной защите, помощь широким слоям населения;

1937-1939 – закрепление достигнутого, попытки преобразовать сферу государственного управления, упрочение курса либеральных реформ.

Начальный период “нового курса”

Финансово-банковская сфера:

1.       6 марта 1933 г.  – распоряжение о временном закрытии всех банков. Банковская система США к этому времени была практически парализована.

2.       9 марта 1933 г. – чрезвычайный банковский акт. “Здоровые” (как правило, крупные) банки получили разрешение на открытие и получение государственных займов. Расширились объемы деятельности РФК. Непосредственным результатом этого акта было закрытие многих небольших банков, централизация банковской системы, активизация кредитной активности банков.

3.       1933 – весна 1934 – меры по укреплению национальной валюты. Государство сосредоточило у себя золотой запас США, был запрещен свободный обмен бумажных денег на золото и его обращение, почти наполовину девальвирован доллар (т.е. уменьшено его золотое содержание).

4.       Июнь 1933 г. – введено страхование банковских вкладов в размере до 5 тыс. долларов. Частные коммерческие банки не могли больше использовать средства клиентов для игры на бирже. Введен строгий контроль купли-продажи акций на бирже.

В результате положение в сфере финансов и банковской системе, несмотря на продолжавшуюся инфляцию, начало стабилизироваться. Возросли финансовые возможности государства и его регулирующая роль. В определенной мере были защищены мелкие и средние вкладчики, сделаны первые шаги к упорядочиванию работы бирж.

Промышленность и социальная политика.

1.       16 июня 1933 г. – Национальный закон о восстановлении промышленности (НИРА). Союзы предпринимателей должны были разработать “кодексы честной конкуренции” (для конкретной отрасли промышленности устанавливалась единая максимальная продолжительность рабочего дня и минимальный уровень заработной платы, условия, объем производства, определялся минимальный уровень цен). Статья 7а признавала профсоюзы представителями интересов рабочего класса и права рабочих на объединение и заключение коллективного договора (однако предприниматели не были обязаны придерживаться этой статьи).

2.       Весна–осень 1933 г. – организация широкомасштабных общественных работ. Создавались Администрация общественных работ (ей выделялось 3,3 млрд. долл.), лагеря для безработной молодежи, Администрация гражданских работ (для временной работы зимой).

В результате принятия закона НИРА произошла дальнейшая концентрация и монополизация американской экономики, так как более крупные фирмы могли диктовать свои цены мелким. Огромное значение имели первые шаги в складывании современной системы социальной политики, признание профсоюзов равноправными партнерами хозяев предприятий на переговорах. Общественные работы, несмотря на довольно большой объем, стали реальной поддержкой лишь для четверти огромной армии американских безработных.

Сельское хозяйство

1.       12 мая 1933 г. – акт о регулировании сельского хозяйства. С целью повышения цен сокращались посевные площади и поголовье скота (фермеры получали за это денежные премии). Создана Администрация восстановления сельского хозяйства. Рефинансировалась (предоставлялись займы) задолженность тех фермеров, которые получали кредиты под залог имущества.

2.       Июнь 1934 – акт о торговых соглашениях. Заключались торговые договоры с Канадой, Кубой, Францией, СССР о продаже сельскохозяйственной продукции, что привело к оживлению внешней торговли.

Политика Администрации восстановления сельского хозяйства для многих американцев символизировала трагизм кризисного времени. На свалки вывозились и охранялись, чтобы голодные люди не воспользовались ими, тонны первосортных продуктов. Перепахивались огромные посевные площади. Мясо забитого скота поливалось кислотами, чтобы сделать его непригодным к употреблению. Конечная цель этих мероприятий – поднятие цен - также не способствовала их популярности. Мелкие фермеры не смогли воспользоваться премиями за сокращение производства, так как им сокращать было практически нечего. Кризисное состояние сельского хозяйства сохранялось.

Второй период “нового курса”

После единодушной поддержки первых мероприятий Рузвельта отношение к “новому курсу” стало меняться. Социального мира достичь не удалось. Профсоюзы, рабочий класс, мелкие фермеры  были недовольны половинчатостью и прагматизмом политики “нового курса”, его ориентацией на поддержку крупного бизнеса. Предприниматели видели в нем недопустимые ограничения свободы частного бизнеса, чуть ли не фашизм, протестовали против чересчур активного вмешательства государства. Правая оппозиция была для Рузвельта в тот период опаснее, так как на ее сторону встал Верховный суд. Он признал неконституционными законы НИРА и о восстановлении сельского хозяйства. Для президента все более очевидной становилась альтернатива: или продолжение политики либерального реформизма с усилением социальной ориентации, или свертывание реформ вообще. Рузвельт нашел в себе мужество пойти по первому пути.

Социальная политика

1.       5 июля 1935 г. – Национальный акт о трудовых отношениях или закон Вагнера. Он гарантировал права рабочих, указанные в статье 7а НИРА. Национальное управление по трудовым отношениям должно было бороться с “нечестной трудовой практикой” предпринимателей, т.е. с нарушением ими прав рабочих, вплоть до возбуждения судебных процессов.

2.       14 августа 1935 г. – закон о социальном обеспечении. Он вводил пенсии по старости (с 65 лет) и пособия по безработице. Закон распространялся только на рабочих крупных предприятий, однако их в США было немало.

3.       Расширение масштабов общественных работ, создание Администрации по реализации общественных работ и Администрации помощи молодежи.

Аграрная политика

1.         Февраль 1936 г. – закон, предусматривавший как очередное сокращение производства, так и меры по охране природы. Расширились полномочия Администрации долины реки Теннесси (1933), создана Администрация по сельской электрификации.

2.         Создание Администрации по охране фермерских хозяйств, которая занималась различными вопросами помощи мелким фермерам, в основном выдачей субсидий для переселения и созданием сельскохозяйственных кооперативов

Промышленность и финансы

1.       Лето 1935 г. – государственному контролю отныне подлежали “естественные монополии” – фирмы, действующие в сфере газовой промышленности и электроэнергетики.

2.       Лето 1935 г. – закон о новом налогообложении. “Сверхдоходы” свыше 1 млн. долларов облагались высокими ставками, были введены налоги на сверхприбыли корпораций, наследство и дарения.

Несмотря на взрыв негодования со стороны правых, Рузвельт триумфально победил на выборах в 1936 г. – в основном, за счет поддержки со стороны широких масс американского общества, воодушевленных его пакетом социальных программ. В своих первых речах Рузвельт поспешил заверить американцев в приверженности курсу реформ. Однако главным препятствием для этого становилась оппозиция со стороны властных структур, прежде всего со стороны Верховного суда.

Третий этап “нового курса”

Сфера государственного управления

1.       Февраль 1937 г. – план реформы Верховного суда. Президент мог назначать новых членов суда, если 70-летний судья не захочет уйти в отставку.

2.       Февраль 1937 г. – проект административной реформы. Суть ее состояла в существенном расширении прав президента и его аппарата, создании новых министерств общественных работ и социальных услуг.

Эти предложения Рузвельта потерпели поражение во время обсуждения в конгрессе. Консервативно настроенные депутаты увидели в них опасный крен в сторону усиления исполнительной власти в ущерб законодательной и судебной.

3.   3 апреля 1939 г.         новый    закон   о    реорганизации      

      административного   аппарата.    Отвергнуто    создание

      новых    министерств,    но    прерогативы           аппарата

      президента расширены.

Социальная политика

1.       1937 г. – закон о строительстве дешевого жилья.

2.       1938 г. – возобновление активной политики в сфере общественных работ (ассигновано 5 млрд. долларов).

3.       25 июня 1938 г. – закон о справедливых условиях труда. Он запрещал детский труд до 14 лет, устанавливал единый минимум заработной платы (25 центов в час) и максимальную продолжительность рабочей недели (44 часа).

Сельское хозяйство

1.       16 февраля 1938 г. – новый сельскохозяйственный закон. Государство расширило свои функции в сокращении производства, увеличены размеры премиальных платежей. Создавалась программа “страхования урожая”, т.е. создавались резервы на случай стихийных бедствий.

Значимость либерально-реформистского “нового курса” Рузвельта не подлежит сомнению. Демократическое государство сумело противопоставить тоталитаризму свой путь выхода из кризиса с сохранением институтов гражданского общества и основ существующего строя. Оно стало гарантом социальной защищенности населения, сформировало магистральные пути складывания современного социально ориентированного и  регулируемого общества, расширив права граждан.

Из выступления Рузвельта по радио в 1938 г.:”Демократии больше нет у некоторых других великих наций, но не потому, что народ разочаровался в демократии. …они решили пожертвовать свободой ради куска хлеба. Американский народ готов любой ценой защищать свои свободы, и первая линия обороны – это обеспечение его экономических прав”.

Страница 7
[01]  [02]  [03]  [04]  [05]  [06]  [07]  [08]  [09]  [10]  [11]  [12]  [13]  [14]  [15]  [16] 

Hosted by uCoz