Страница 8
[01]  [02]  [03]  [04]  [05]  [06]  [07]  [08]  [09]  [10]  [11]  [12]  [13]  [14]  [15]  [16] 

Народный фронт во Франции

Радикально-демократическая модель выхода из кризиса отличалась рядом существенных черт от магистрального либерально-реформистского пути “нового курса”. Правительства, пришедшие к власти во Франции и Испании в 1936 г., назывались правительствами Народного фронта и были основаны на широкой коалиции левых политических сил. В Испании опыт его правления длился недолго, страна была ввергнута в Гражданскую войну, закончившуюся установлением авторитарно-фашистской диктатуры. Во Франции коалиция Народного фронта просуществовала вплоть до 1938 г., правительство приняло ряд значимых законов (всего 133), хотя дальнейшая история страны пошла по другому пути. Чем же объяснить довольно продолжительное и весомое влияние левых сил во Франции?

Традиционно во Франции – на родине принципа “Свобода, равенство, братство” – существовало мощное рабочее движение, организационно оформленное в социалистическую (СФИО), коммунистическую партии и массовые профсоюзные организации. В отличие от соседней Германии в стране сильны были демократические, парламентаристские и даже революционные традиции. Лидеры французского рабочего движения – Леон Блюм, Морис Торез, Жак Дюкло и др. – являлись яркими личностями, способными оперативно реагировать на изменение ситуации и приподняться над догмами политических учений.

Кроме того, в середине 30-х г.г. в политике правящих буржуазных кругов появились настораживающие моменты. В поисках выхода из кризиса правые силы настаивали на ограничении демократии, пересмотре конституции, создании сильной президентской власти. С другой стороны, во Франции оформились в заметное политическое движение правоэкстремистские или фашистские организации, самыми заметными из которых были “Лига французского действия” (“Аксьон франсез”), “Патриотическая молодежь”, “Боевые кресты”, “Французская солидарность” и др. Вряд ли можно говорить о серьезной угрозе прихода фашистов к власти в такой республиканско-демократической стране как Франция, но само появление этих движений свидетельствовало о сложности ситуации 30-х г.г.

6-7 февраля 1934 г. в Париже правые предприняли попытку реакционного переворота. На улицах происходили вооруженные столкновения с полицией, бесчинствующие хулиганы громили магазины, швыряли камни в полицейских. Однако прорваться к парламенту мятежникам не удалось. Отбросив на время разногласия, против экстремистов объединились практически все прогрессивные силы Франции. 9 февраля была проведена массовая демонстрация, 12 февраля началась всеобщая стачка протеста против фашизма, в ней участвовало 4,5 млн. чел.

Лозунг Народного фронта прозвучал впервые в речи Мориса Тореза 10 октября 1934 г.: “перед лицом фронта реакции и фашизма необходимо создать Народный фронт свободы, труда и мира”.

 Организационно он оформился в течение 1935 г., когда к рабочим партиям присоединилась наиболее массовая партия средних слоев населения – радикалы. Сначала единство действий левых сил проявлялось в основном во время антифашистских демонстраций, затем стали образовываться местные комитеты Народного фронта, наконец, эти партии начали поддерживать единых кандидатов на выборах. Эмоционально единство левых проявилось наиболее ярко в годовщину взятия Бастилии 14 июля 1935 г. На митинге торжественно под развевающимися трехцветными знаменами и с пением “Марсельезы” была принята клятва о единстве и сплоченности “в целях разоружения и роспуска мятежных фашистских лиг, защиты и расширения демократических свобод и обеспечения всеобщего мира”.

В январе 1936 г. была утверждена программа Народного фронта. Она состояла из экономического раздела, в котором предусматривались важнейшие социальные реформы в интересах рабочего класса и средних слоев, а также антимонополистические преобразования, и политического раздела, нацеленного на сохранение демократических прав и свобод и создание системы коллективной безопасности в Европе. В немалой степени этот документ способствовал победе Народного фронта на выборах 1936 г.  Коалиция получила 57% голосов.

Эта победа по традиции демократического государства дала Народному фронту право сформировать правительство, которое возглавил социалист Леон Блюм. Коммунисты ошибочно отказались участвовать в правительстве, которое в итоге было составлено из социалистов и радикалов.  Свою деятельность Блюм начал с посредничества в заключении договора профсоюзов и предпринимателей – Матиньонских соглашений. Они предусматривали:

-          повышение заработной платы;

-          обязательное заключение коллективных договоров;

-          отмену санкций против бастующих.

Летом 1936 г. французский парламент принял ряд демократических законов во исполнение программы Народного фронта:

-          были запрещены фашистские военизированные организации;

-          вводились обязательные коллективные договоры, 40-часовая рабочая неделя и ежегодный двухнедельный оплачиваемый отпуск для рабочих и служащих;

-          расширено финансирование общественных работ, увеличены пенсии ветеранам войны и заработная плата служащим;

-          введены твердые цены на продукцию сельского хозяйства; создано Зерновое бюро для закупки зерна по повышенным ценам;

-          введено льготное кредитование мелких торговцев, ремесленников и уменьшены взимаемые с них налоги;

-          под государственный контроль перешли Французский банк, железные дороги, национализированы некоторые авиазаводы;

-          повышены налоги на крупные доходы и наследства (свыше 75 тыс. франков), введены штрафы за уклонение от уплаты налогов и “бегство капиталов” за границу.

Массовая эйфория охватила большинство французов. Впервые трудящиеся с семьей могли отдохнуть на море, в горах. Впервые большинство рабочих почувствовали силу позиций профсоюзов на предприятиях и свою социальную защищенность. Впервые за последние годы во Франции прошли массовые демонстрации в поддержку демократического правительства, принявшего радикальные реформы в интересах граждан. Впервые во главе этих демонстраций вместе шли лидеры социалистов, радикалов и коммунистов.

Однако период согласия продолжался недолго. Против политики Народного фронта организованно выступил крупный капитал. Эта “организованность” состояла прежде всего в массовом переводе денег за границу, что вскоре отразилось на возможностях финансового обеспечения законов Народного фронта. Возник дефицит бюджета. Коммунисты, чьей главной целью оставалась социалистическая революция, выступили за дальнейшую радикализацию налоговой политики, что фактически означало перенесение центра тяжести в этой сфере на состоятельных граждан. Разгорелись разногласия с радикалами и социалистами, не желавшими придавать политике Народного фронта столь ярко выраженное антимонополистическое направление. В феврале 1937 г. Блюм объявил о “передышке” в реформах. Катастрофически не хватало денег. Сенат отверг проект предоставления правительству чрезвычайных полномочий.

Фактором, усилившим раскол коалиции Народного фронта, стал и внешнеполитический вопрос. Коммунисты настаивали на преимущественной ориентации на СССР, что не отвечало реалиям французского общества, на помощи испанским республиканцам. Другие партии Народного фронта перед лицом активизации внешней политики Германии видели естественного союзника в Англии и настаивали на невмешательстве в испанские дела.

После неодобрения проекта о чрезвычайных полномочиях правительство Л.Блюма летом 1937 г. подало в отставку. Фактически это означало начало конца Народного фронта. Меры нового правительства радикала Камилла Шотана носили более консервативный характер (увеличение налогов, повышение цен на железнодорожные билеты и девальвация франка). Когда Шотан заявил о необходимости отмены пакета социальных законов Народного фронта, фракции коммунистов и социалистов в парламенте не поддержали его. Последовала отставка и этого правительства. После чехарды нескольких кабинетов министров, блокировки в сенате очередных проектов чрезвычайных мер, обострения разногласий по важнейшим экономическим вопросам,  а также негативного влияния на общественное мнение сообщений прессы о массовых репрессиях в СССР в 1937-38 г.г.  Народный фронт очутился на грани развала. Частично демонтировались его основные законы. Но самый значимый шаг к прекращению его существования был сделан радикалом Эдуардом Даладье, подписавшем Мюнхенское соглашение об “умиротворении” Гитлера путем передачи Германии Судетской области Чехословакии. В ноябре 1938 г. партия радикалов официально порывает с Народным фронтом.

Несмотря на поражение и развал, коалиция Народного фронта имела большое значение для Франции. Было свернуто активное наступление фашизма в стране. Впервые была принята широкая программа демократических реформ, демонтировать которую целиком уже было невозможно, страна сделала первые шаги к превращению в социально ориентированное государство. Франция опробовала общемировой цивилизационный курс на усиление государственного регулирования в экономике и социальной сфере, который приобрел в ней национальную специфику: его проводило радикально-демократическое правительство при поддержке широких народных масс.

Страница 8
[01]  [02]  [03]  [04]  [05]  [06]  [07]  [08]  [09]  [10]  [11]  [12]  [13]  [14]  [15]  [16] 

Hosted by uCoz