Страница 6
[01]  [02]  [03]  [04]  [05]  [06]  [07]  [08]  [09]  [10]  [11]  [12]  [13]  [14]  [15]  [16] 

Праздники в нацистской Германии

 Приход национал-социалистов к власти должен был ассоциироваться в сознании общества как разрыв с государственностью Веймарской республики и впоследствии – с христианской традицией. Практически все традиционные праздники были отменены или модифицированы в соответствии с новой идеологией. Новые праздничные ритуалы проводились по детально разработанным схемам с широким использованием нацистской символики.

30 января – День прихода к власти национал-социалистов

24 февраля – День образования национал-социалистической рабочей партии Германии

16 марта – День памяти героев (национальный день траура)

20 апреля – День рождения фюрера

1 мая – Национальный день труда

Второе воскресенье мая – Материнское воскресенье

День летнего солнцестояния

Сентябрь – Очередная годовщина Имперского партийного съезда

Октябрь - День благодарения (день урожая)

9 ноября – Годовщина “Пивного путча” 1923 г.

День зимнего солнцестояния

25 декабря - Рождество (осталось как семейная традиция, религиозный смысл не афишировался)

Искусство при национал-социализме

Искусство в гитлеровской Германии подверглось столь же всеобъемлющей унификации и централизации, как и другие сферы общественной жизни. В сентябре 1933 г. была создана Палата культуры рейха, которую возглавил д-р Геббельс, с подпалатами изобразительного искусства, музыки, театра, литературы, прессы, радио и кино. Она определяла приоритеты в художественных ценностях, организовывала и руководила всей деятельностью в различных сферах культуры. Все виды искусства нацисты оценивали прежде всего с точки зрения пропагандистских возможностей. Первое место в этом ряду занимало кино. К 1937 г. киноиндустрия Германии фактически была национализирована. Все богатство художественного творчества было сведено к нескольким сюжетным линиям:

·         исторические сюжеты о “величии Германии”, мифологизация германского духа, поиск корней национал-социализма в событиях глубокой древности, возвеличивание геройской смерти в битве, а также исторических личностей (королей и полководцев) и “нацистских мучеников” – Хорста Весселя и др., погибших за “великую идею”. Война изображалась как вечная судьба немцев, которой надо гордиться.

·         миф фюрера и НСДАП. На эту тему снимались преимущественно документальные фильмы, иногда довольно талантливые (1934-35 г. – “Триумф воли” режиссера Лени Рифеншталь об очередном партийном съезде в Нюрнберге, удостоенный международных призов за режиссуру и киноэффекты).

·         восхваление немецкого крестьянства и мифической связи германской “крови и почвы”, поэтизация труда на земле и простой деревенской жизни.

·         тема материнства и германской наследственности, тесно связанная с проблемой воспитания будущих здоровых солдат и матерей. Апофеоз материнства и войны, героической смерти германских сыновей приводил иногда к парадоксальным выводам: неужели цель материнства – это война и смерть во имя Германии?

·         доблестный труд на благо страны и фюрера, “производственные фильмы”.

·         мотивы ненависти к врагам Германии, представителям других рас. Г.Гиммлер, рейхсфюрер СС, дал указание, чтобы антисемитский фильм “Еврей Зюсс” в обязательном порядке посмотрели жандармерия, охранная полиция и все службы СС и СД.

·         комедийные фильмы, наиболее известна “Девушка моей мечты”.

Те же сюжетные линии культивировались и в театральных постановках, литературных произведениях. “Арийское происхождение” автора и соответствие его замысла нацистской идеологии зачастую были определяющими критериями в определении ценности его труда.

Сам Гитлер, убежденный в своем таланте художника, особое внимание уделял изобразительному искусству. Он отрицал современное искусство, считая его “болезненным результатом сумасшествия”. По всей Германии из мастерских и музеев изымались “декадентские картины”. Выставку “Дегенеративное искусство” в Мюнхене (1936) однако пришлось в скором времени закрыть из-за ее необычайной популярности и отсутствия посетителей на соседней “Великой германской художественной выставке”, составленной из “идеологически выдержанных” картин. Героические солдаты, величественные горные пейзажи, крестьянская идиллия, пышные формы “нордических девушек”, политизированные изображения “арийцев”, душащих рукой громадных змей, не привлекали публику.

Отличительными чертами архитектуры в период национал-социализма стали монументализм и гигантизм. Все проекты государственных и муниципальных зданий поражали своими размерами, коренная реконструкция Берлина (окончание планировалось в 1950 г.) должна была превратить этот древний город в сетку величественных проспектов и площадей, где были бы выстроены огромные здания. По стилю новую архитектуру можно было определить как смешение монументальных форм неоклассицизма и элементов необарокко с обязательным нацистским или “сельским” оформлением в виде свастики, колосьев и т.п.

Фашизм – “дело молодых”?

Какими только прекрасными эпитетами ни награждали фашистские вожди молодежь! “Вы – это заря жизни, вы – это надежда Родины, но, главное, вы – это завтрашняя армия!” – импульсивно выкрикивал Муссолини на митинге юных фашистов в 1927 г. Именно на молодежь было обращено острие нацистской пропаганды. Гитлер не раз подчеркивал, что от того, насколько удастся убедить молодых  в истинности национал-социалистического мировоззрения, зависит будущее германской расы и всего мира. Юность, не “отравленная” опытом, должна была воспринять фашистскую систему ценностей, дисциплину, верить и повиноваться, не рассуждая, быть готовой отдать жизнь во имя вождя и народа. Тем самым режим гарантировал свою перспективу.

 Из клятвы юных фалангистов в Испании: “Обещаю жить под руководством Испанской традиционалистской фаланги и послушании и радости, энтузиазме и терпении, мужестве и молчании…”.

Фашистские принципы воспитания воплощались в жизнь молодежными организациями (“Гитлерюгенд” в Германии; “Балилла”, позже ДЖИЛ – Итальянская ликторская молодежь; детские и юношеские секции фаланги в Испании). Они строились по единой схеме: разделение по полу и возрасту, военизированный характер (и для девочек), жесткое вертикальное подчинение, принцип всеобщего членства (с 7-10 лет до 18-21 года, в Германии закреплен законом), примат веры и идеологии над знаниями, школьным обучением, общая форма, похожая на военную. Нельзя отрицать, что влияние этих организаций в молодежной среде, особенно до начала 40-х годов, было достаточно велико. Дети и подростки с гордостью чувствовали себя частью единого целого, помощниками взрослых, формы и методы воспитания и особенно организации досуга были весьма разнообразны. Спортивные соревнования (спорту придавалось особое значение), походы и турпоездки, слеты, занятия по интересам, изучение истории, даже иностранных языков, театральные и хоровые студии, курсы домоводства, рукоделия и гигиены для девушек – все это привлекало молодежь и было доступно для каждого. Особую роль играли девичьи группы, так как девочки и девушки, в силу традиций раньше почти не имели возможности провести свой досуг организованно, вне семьи, в кругу сверстниц. Конечно, за внешним разнообразием форм незримо присутствовала одна главная цель: воспитание молодежи в духе фашистской идеологии.

Из гимна “Гитлерюгенда”:

                                   “Наше знамя влечет нас вперед,

                                     Наше знамя – это новое время,

                                     Наше знамя ведет нас в вечность,

                                     Да, знамя – это больше, чем смерть!”

Семья и школа

Несмотря на видимый примат “мужского”, военного начала в идеологии и политике, фашисты немалую роль в своих концепциях отводили женщинам и семье. Женщинам, с одной стороны, было отказано в самостоятельности, возможности получения высшего образования, интеллектуальной и руководящей работы для них ограничивались. “Если миром мужчины является государство, - говорил Гитлер, - то мир женщины – это ее муж, ее семья, ее дети и ее дом”. Но с другой стороны, образ женщины-матери и “боевой соратницы” мужчины находился едва ли не в центре главного мифа фашистской идеологии – мифа крови, наследственности, расы и нации. Женщину называли “носительницей вечной жизни”, “хранительницей нации”, “источником жизни”, “факелом жизни”. Именно женщина – хранительница домашнего очага - обеспечивала мужчине возможность решать общественные проблемы, вдохновляла его на битвы и она же в конечном счете хранила “чистоту расы”. Она должна была быть убежденной сторонницей тоталитарной идеологии, воспитывать в таком духе своих детей, а главное – уметь отказаться от личного во имя великой цели, даже не оплакивать смерть своих сыновей на полях сражений, а гордиться ими.

В тоталитарном обществе особо стимулировалась рождаемость, поощрялись большие семьи. Это делалось даже не столько по идеологическим причинам, сколько с весьма прозаической целью: больше детей – больше мальчиков – больше солдат. Каждый жених и невеста в Германии проверялись на предмет “расовой полноценности”, был разработан специальных ритуал вступления в брак. “Фашистские свадьбы” в Италии проводились как массовый праздник, молодые семьи получали субсидии и подарки, клятвенно обещая через год подарить дуче будущего солдата. В отличие от Гитлера, Муссолини мог быть в этом примером для итальянцев: у него было пятеро детей. В Германии была учреждена специальная награда – “Материнский крест” нескольких степеней для чествования женщин, родивших и воспитавших четверых и более детей. Кроме того, поощрялось “образцовое ведение домашнего хозяйства”, устраивались соревнования домохозяек за экономию, женщины обязаны были обладать элементарными знаниями по гигиене и оказывать первую медицинскую помощь.

Школа наряду с семьей рассматривалась фашистами как важнейшее звено в воздействии на молодежь. Политической благонадежности учителей придавалось особое значение, они проходили обязательную подготовку в месячных лагерях со строевыми занятиями в том числе. Напротив, знания учеников (и даже учителей) были второстепенны по сравнению с физическим воспитанием (Гитлер) и воспитанием характера (Муссолини). Школьные учебники, в первую очередь по истории, были обновлены в фашистско-героическом духе. Даже букварь, даже задачи по математике несли идеологически-пропагандистскую нагрузку. Суббота в Германии объявлялась свободной от занятий и посвящалась мероприятиям “Гитлерюгенда”, воскресенье отводилось семье, а в Италии “фашистские субботы” с политическими и спортивными занятиями были обязательны для всего населения.

Задача 95 из учебника “Математика на службе национал-социалистического воспитания”: “Строительство одной больницы для психически больных обходится в 6 миллионов рейхсмарок. Сколько поселков по 15 000 рейхсмарок можно было построить на эти деньги?”

Тайны истории: оккультизм и фашизм

Фашизм, особенно германский национал-социализм, оказал столь большое влияние на судьбы народов и всего мира, с ним связаны так много жестокости и преступлений, что закономерно возникает вопрос: как же Гитлеру удалось подчинить себе страну с такой богатой культурой,  одурманить  столько людей в ХХ веке бесчеловечной и антинаучной идеологией? Многие исследователи, журналисты объявляли его или психически больным, или экстрасенсом, магом, заключившим договор с дьяволом и получившим от него гипнотическое влияние на людей. Действительно, Гитлер, будучи фанатиком, убежденным до конца в своей правоте, обладал неоспоримым ораторским даром убеждения и влияния на массы. Этим же качеством отличался и Муссолини, хотя по характеру он был скорее актер и позер. Но можно говорить в первую очередь об их тонком чутье ситуации, знании законов пропаганды и психологии масс, а не о сверхъестественных возможностях. Как только удача на полях сражений отвернулась от фашистских войск, итальянцы уже не так склонны были доверять дуче, даже Гитлер стал реже выступать на митингах, сделавшись затворником в своей ставке.

Некоторые исследователи склонны весь фашизм рассматривать как реакцию на активность потусторонних сил, не поддающихся научному анализу. Фашистская система ценностей содержит так много зла, что не хочется верить в то, что ее могли создать нормальные люди. Внимательно изучаются идеи полумасонских националистических обществ (“Туле”), действовавших в Австрии и Германии, возможное членство в них представителей нацистской элиты и самого Гитлера. Кстати, нацистская свастика (древний символ огня, грома и плодородия) была и символом общества “Туле”. Фантастическая теория д-ра Горбигера о взаимосвязи истории человечества и эволюции космоса, наполненная катастрофами, людьми-гигантами, королями-богами, падением на Землю нескольких лун, должна была одно время официально признаваться учеными в Германии, на чем настаивали административные письма, рассылавшиеся в научно-исследовательские институты. Вера национал-социалистов в силы судьбы, иррациональность расовой теории,  внимание к мифологии, магическим ритуалам, смерти, антропологические (измерение черепов) и медицинские эксперименты в рамках программы “Анненэрбе” – “Наследие предков” – подкрепляют энтузиазм некоторых публицистов и психологов. Массовые убийства в концлагерях толкуются как сатанинские жертвоприношения. Интересуясь этими фактами, не стоит преувеличивать их значение. История и сам человек слишком многогранны, чтобы ход событий можно было объяснить преимущественно каким-то одним фактором, тем более мистикой. В конце концов лишь сам человек несет ответственность за содеянное им Добро и Зло.

 Страница 6
[01]  [02]  [03]  [04]  [05]  [06]  [07]  [08]  [09]  [10]  [11]  [12]  [13]  [14]  [15]  [16] 

Hosted by uCoz