Страница
13
[01] [02]
[03] [04]
[05] [06]
[07] [08]
[09] [10]
[11] [12]
[13] [14]
[15] [16]
Мировые религии в ХХ веке
В современном мире изменилось и положение такого традиционного многовекового фактора общественной жизни как религия. Из объединяющей силы, определяющего морально-нравственного столпа общества она превратилась в одну из сфер жизни наряду с искусством, философией, другими науками. Среди причин можно назвать как объективные: развитие знаний о мире, естественнонаучная революция начала века и НТР, демократизация социальной жизни, человеческих, семейных отношений, - так и субъективные: консервативную позицию церквей и их иерархов по отношению к достижениям науки и техники, медицины, определенное сопротивление обновлению и демократизации общества. В начале века, особенно после трагизма первой мировой войны людям зачастую казалось, что религия – это область потусторонних проблем и она равнодушна к человеческим страданиям на земле.
Определенные изменения, возрождение интереса и уважения к религии и церкви наметились лишь в конце 20-х – начале 30-х г.г. Безысходность кризиса 1929-33 г.г., приход к власти фашистских режимов, кризис европейской цивилизации в целом и светских жизненных ориентиров повернул общественность (как народные массы, так и интеллигенцию) прежде всего к возрождению христианских нравственных ценностей. В период второй мировой войны эти идеалы получили дополнительное подкрепление со стороны самой церкви и ее иерархов, осудивших фашизм, включившихся в движение Сопротивления и национальное возрождение. После Нюрнбергского процесса и ознакомления мировой общественности со зверствами тоталитарного режима фашизм и особенно национал-социализм стал представляться многим как порождение Дьявола, потусторонних сил. Мир не в состоянии был примириться с возможностью человеческого разума пасть так низко. Позже церковь объединила в своем осуждении фашистов и большевиков, сыграв немалую роль в борьбе с коммунизмом.
Таким образом, во второй половине ХХ века между миром и конфессиями начался новый этап диалога, основанный на взаимных компромиссах и модернизации со стороны церкви. Одно из ведущих мест в послевоенной политической системе заняли христианско-демократические партии (см. “Развитие современной партийно-политической и государственной системы”). Традиционные национальные верования играли огромную роль в движении за национальную независимость и построении государственности в бывших колониальных странах Азии и Африки (наиболее яркий пример – роль идейного комплекса индуизма). Ислам стал основой для создания новых исламистких политико-религиозных режимов во многих арабских странах, сердцевиной национального своеобразия исторического развития. В Латинской Америке получила развитие “теология освобождения”, когда в добродетели христианина включалась борьба против социальной несправедливости и угнетения.
В стороне от процесса обновления не осталась и одна из мощнейших церковных организаций мира – католическая церковь. Она все больше приобретает политические черты, защищая права человека. Римский папа Иоанн XXIII в своих энцикликах (ежегодных посланиях верующим) “Матер эт магистра” (“Мать и наставница”, 1961) и “Пацем ин террис” (“Мир на земле”, 1963) осудил “несправедливость в обществе”, выступил за расширение социальных реформ, допущение вмешательства государства в экономику и даже за “общественную собственность”. Особое внимание папа уделил сохранению мира, сокращению гонки вооружений, не отрицая при этом сотрудничества в этих вопросах с представителями другой веры и даже атеистами. Второй Ватиканский вселенский собор (1962-65) ознаменовал важные нововведения в католичестве. Поддержав папские энциклики, он призвал “повернуть церковь лицом к современному миру”, отменил инквизицию, отлучения и анафемы (тем самым была снята и многовековая анафема православной церкви). На этом соборе был создан Синод епископов – консультационный орган. Собор явился важным шагом в модернизации церкви, которая быстро прогрессировала, особенно в методах влияния на молодежь (использование новейших достижений технического прогресса при богослужениях, современной музыки, спецэффектов и т.п.).
Протестантизм также выработал свою “либеральную теологию”, стремившуюся как-то соединить религию и науку, а так же наполнить христианство общественным смыслом (“социальное христианство”, борющееся за реформы и справедливость в обществе).
Эти изменения создали благоприятную почву для преодоления многовековой розни христианских церквей и поиска путей сотрудничества. Уже в 1948 г. был создан Всемирный совет церквей, положивший начало оформлению так называемого экуменического движения. В 1961 г. кроме протестантов в него вошла и православная церковь, сотрудничают с этой организацией и католики. Всемирный совет церквей занимается в основном не теологическими, а социальными вопросами: разоружением, защитой социальных реформ, борьбой с голодом, расизмом.
Нельзя обойти стороной и усиление влияния в конце ХХ века различных “новых” форм религии – сект (от протестантского до индуистского и буддистского толка), “синтетических” религий, стремящихся соединить “все лучшее”, телепроповедников “любви к Христу” и “Царства Божьего на земле”, организаторов массовых религиозных шоу на стадионах и эстрадных площадках, а также различных оккультных групп, астрологов, магии. Замечено, что их влияние тем сильнее, чем в менее благоприятном и стабильном экономическом и политическом положении находится та или иная страна, или если культурный уровень основной массы населения довольно низок. Характерно, что “в Бога, как они его понимают” верят гораздо больше человек (в США до 80%), чем непосредственно в классические догмы той или иной религии.
В середине 80-х г.г. количество верующих на земле (наиболее распространенные религии) распределялось следующим образом: христиане – 1,4 млрд. (католики – 0,8; протестанты – 0,4; православные – 0,2 млрд.); мусульмане – 0,8 млрд.; буддисты – 0,3 млрд.; индуисты – 0,6 млрд.; конфуцианцы – 0,3 млрд. чел.
Интеграция в Западной Европе
Усиление международной взаимозависимости и сотрудничества, преодоление замкнутости региональных цивилизаций является в целом одной из отличительных черт ХХ века. Именно в нашем столетии мир с развитием экономики, новых средств связи и коммуникаций становится “прозрачным”, открытым, внешнеполитическая активность государств становится практически столь же интенсивной, как и внутриполитическая.
Двигателем интеграции на первых порах выступили новые явления в развитии экономики, ее интернационализация. Новый импульс торгово-экономическому сотрудничеству в Западной Европе был дан после Второй мировой войны после победы над тоталитаризмом с его тенденцией к автаркии (закрытости от внешнего мира). Демократизация политических режимов, исторические представления о Европе как едином целом, антикоммунизм, все более активные и безапелляционные притязания США на мировое лидерство подталкивали европейские страны к более тесному взаимодействию. В условиях НТР, интенсификации экономики усилилась необходимость обмена товарами, сырьем, информацией.
Особый вклад в формирование международных связей внесли транснациональные корпорации (ТНК), возникшие в начале века. Именно они стали основой новых экономико-политических взаимоотношений с бывшими колониями и зависимыми странами, сейчас они “перекачивают” до половины экспорта-импорта развивающихся стран. Подобная финансовая мощь не может не влиять на политику, ТНК обладают весомыми рычагами давления на политические режимы тех стран, где они функционируют. Центр тяжести их деятельности переместился из торговли в производство (технологию) и обмен информацией. Не осталась в стороне от интеграционных процессов и международная кредитно-финансовая система (см. “Послевоенная система международных отношений” - о деятельности МВФ и МБРР), образовывались транснациональные банки (ТНБ) и консорциумы.
Наиболее последовательно процесс интеграции проходил в сфере создания межгосударственных торгово-экономических организаций. На сегодняшнем этапе он перешел в политическую фазу и завершился созданием Европейского сообщества – будущей единой Европы. Практически одновременно были организованы политический консультативный орган – Европейский совет (1949) и Европейское объединение угля и стали (1951), отменившее пошлины на уголь и сталь в торговле между собой. Те же 6 стран (Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург) в 1957 г. расширили свое сотрудничество, заключив в Риме договор о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС или “Общий рынок”). Цели новой организации были серьезными: не только проводить согласованную экономическую и социальную политику, ввести единые цены на товары, уничтожить таможенные барьеры, но в будущем (1992 г.) объединить и хозяйственную жизнь, сняв какие-либо ограничения по обращению капиталов, товаров или рабочей силы. Высшим органом ЕЭС стала Комиссия (Ассамблея), постоянно действующими – Совет и Суд ЕЭС. В ЕЭС вошла треть европейской территории и около половины населения.
Старые противоречия и стереотипы внешней политики преодолевались не так легко: Англия, увидев в образовании ЕЭС возможность усиления своей старой соперницы Франции, объединилась с Данией, Швецией, Норвегией, Австрией, Швейцарией и Португалией в 1960 г. в Европейскую ассоциацию свободной торговли (ЕАСТ) приблизительно на тех же принципах, что и ЕЭС. Однако эти страны имели меньше общих интересов и деятельность ЕАСТ была не столь успешной.
Несмотря на сложность выработки единых решений, общие органы ЕЭС (Комиссия и Совет министров) функционировали довольно успешно, под эгидой ЕЭС действовали политические европейские организации (Европарламент из делегаций национальных парламентов). Уже к концу 60-х г.г. страны “Общего рынка” значительно опережали США в мировой торговле. В 1973 г. к ЕЭС присоединились Великобритания, Ирландия, Дания, в 1981 г. – Греция, в 1986 – Испания и Португалия. ЕЭС и оставшиеся члены ЕАСТ заключили между собой соглашения о снижении таможенных пошлин.
Новый уровень интеграционных процессов был достигнут в середине 80-х г.г. под влиянием, с одной стороны, нового этапа НТР, а с другой – кризисов 1974-75 и 1982-83 г.г. Страны “Общего рынка” приняли решение активизировать сотрудничество. В 1985 г. они приняли Единый европейский акт, где была провозглашена цель – создать к 1993 г. фундамент Европейского сообщества – единый рынок. В рамках этого пространства свободно передвигаются не только товары, но и деньги, и рабочая сила. Дальнейшие стимулы были предусмотрены и для политической интеграции, согласования военных доктрин, унификации социального законодательства европейских стран. Значение этих шагов трудно переоценить. Впервые национальные государства добровольно “открыли” свои границы, отказались от политики протекционизма, провозгласили своей целью создание единого экономического и валютного пространства.
В декабре 1991 г. в голландском городе Маастрихт на “перекрестке” границ Бельгии, Нидерландов и ФРГ было подписано важнейшее соглашение, открывающее новую страницу истории Европы и мира: валютно-экономический и политический союз стран Европейского сообщества. С 1 января 1999 г. эти страны (пока в безналичных расчетах) ввели общую денежную единицу – евро, призванную в перспективе составить весомую конкуренцию доллару. Эта мера вызвала оживленные споры внутри государств. Более слабые страны сначала опасались подчинения их экономики целям лидеров, особую позицию также заняла Великобритания, чей фунт стерлингов долгое время служил мерилом ценностей и являлся одной из самых стабильных валют в мире. Однако сомнения отступили перед непосредственными выгодами укрепления экономики и усиления стран, входящих в ЕС.
Политическая часть Маастрихтского соглашения предусматривает выработку общего внешнеполитического и военного курса. Фактически это означает (опять-таки впервые) добровольный отказ от части суверенитета. Достижение этих целей планируется в течение двух-трех десятилетий с возможной перспективой создания единого полномочного правительства ЕС. Практически исключена возможность межгосударственных вооруженных конфликтов, основой европейской обороны назван Западноевропейский союз (часть НАТО). ЕС – открытое сообщество, на определенных условиях (соблюдение прав человека, нераспространение ядерного оружия, демократия и т.п.) к нему могут присоединиться другие государства, чем уже воспользовались некоторые восточноевропейские страны. Итак, в Европе принята долгосрочная программа всеобъемлющей интеграции и создания принципиально нового сообщества наций на основе признания единства развития европейской цивилизации.
Активизация общественной жизни:
массовые демократические (альтернативные) движения
Изменения в социальной структуре и ментальности приводят к осознанию необходимости активной жизненной позиции, возможности отдельного человека и групп людей влиять на историческую ситуацию в стране. ХХ век не случайно называют “веком масс”. После второй мировой войны в мире активизировались как традиционные (с конца ХIX в.) массовые движения: антивоенные, социалистические, профсоюзные, женские за равноправие, студенческие, национальные, так и особенно новые, часто подчеркивающие свой “неполитический” характер. Среди них доминируют экологическое и альтернативное (пытающееся найти нетрадиционные решения важнейших проблем современного общества и существования в нем человека). Это вызвано как новыми причинами, прежде всего возрастанием угрозы общемировой катастрофы в результате применения ядерного оружия, ростом эксплуатации природы, загрязнения окружающей среды, расширением больших городов в такой степени, что условия жизни человека становятся все хуже и хуже, применением химии в пищевой промышленности, зачастую делающей продукты вредными для здоровья, - так и поиском новых путей самореализации личности в динамичных условиях НТР, протестом против “бездуховности” потребительского общества. В определенной степени эти движения, в которых часто преобладает молодежь, вызваны к жизни традиционным конфликтом поколений, особенно обострившимся в 60-е г.г. В это время выросло первое послевоенное поколение, не желавшее принимать на веру ценности даже не столько погибших на войне “отцов”, сколько по-прежнему находившихся у руля общества постаревших “дедов” 30-х г.г. Это противостояние, протест против подавляющей роли семьи, государства, традиционных форм политической жизни во многом обусловили остроту взрыва “революции 60-х” (классическим примером являются молодежные волнения во Франции мая 1968 г.).
Наибольшей организованностью отличаются экологические движения. Первой образовалась партия “зеленых” в ФРГ в 1973 г., а к 90-м г.г. только в Европе подобные партии существовали в Англии, Италии, Бельгии, Австрии, Швейцарии, Дании, Финляндии, Швеции и Нидерландах и координировали свои действия. В их программы входят требования защиты природы, улучшение экологических и социальных условий жизни людей, борьба против угрозы войны. В ряде стран “зеленые” имеют свои фракции в парламентах, хотя изначально они подчеркивали свой “неполитический” характер (“мы не левые и не правые”), даже руководство носило коллегиальный характер (в ФРГ – 3 сопредседателя партии).
Всемирную известность получили акции организации “Гринпис” (“Зеленый мир”) – международного объединения с национальными отделениями. Это всегда активный, иногда на грани законности (“живые цепи”, “живые преграды” и т.п.), протест против испытаний ядерного оружия, загрязнения окружающей среды.
Одними из наиболее интересных и разнообразных являются альтернативные движения, принимающие самые различные формы “гражданских инициатив”, “движений одного дела” и т.п. В их основе лежат принципы нематериальных (духовных) ценностей, демократический образ жизни, недоверие, иногда отрицание традиционных политических институтов, критическое отношение к современному “бездуховному” обществу, зачастую бессильному помочь или равнодушному к простому человеку. Есть среди “альтернативистов” и направления, стремящиеся достичь “внутренней свободы личности”, занимающиеся преимущественно психологией и раскрепощением человека, адаптацией его в современном мире.
Формы выражения “гражданских инициатив” самые разнообразные: это создание общин, сельскохозяйственных коммун, коллективных предприятий, “самоуправляющихся молодежных центров”, групп помощи и т.п. Как правило, они нацеливают своих участников на решение какого-либо конкретного дела. Это и ассоциации пенсионеров, стремящиеся привлечь внимание общества к проблемам пожилых людей, объединения в защиту памятников истории и культуры. Молодежь также нашла свои специфические формы самовыражения. Особой сферой внимания стала нерешенность жилищных вопросов. В начале 70-х г.г. в Копенгагене образуется “Свободное государство Христиания”, когда молодежь захватила пустующие казармы и провозгласила создание особой общности, основанной на самоуправлении, равноправном труде и справедливом распределении, с собственной хозяйственной базой. Утопичность этого проекта, к сожалению, выявилась очень скоро, когда Христианию наводнили различные антисоциальные элементы, наркоманы и преступники. Тем не менее движение “скваттеров” - “стихийных новоселов”, захватывающих полуразрушенные здания, ремонтирующих их, - стало заметным элементом жизни западного общества.
Основными идейными принципами молодых участников альтернативных движений стал “принцип простой жизни”, восстановление разрушенного единения человека с природой (отсюда стремление носить простую одежду, иногда отказ от стрижки, экстравагантное для большинства людей поведение) и другими людьми, критика современного общества и идеализация доиндустриального этапа развития (“без машин”), отказ от традиционной ориентации на карьеру, материальные приобретения. Счастье человека – во внутренней гармонии и реализации его духовных возможностей и потребностей, надо “жить в гармонии с природой и самим собой, жить в любви и взаимопонимании, быть свободным от загрязнения воздуха, тела и разума, от засорения пищи всякими химикатами. Создать на этих основах общество для улучшения других обществ” (П.Кока, ФРГ). Несмотря на большую долю утопичности этих движений, стоит все же отметить и их (в подавляющем большинстве), гуманность, внимание к человеку, и то, что они по-своему решают для молодежи задачу самоутверждения, поиска своего места в обществе, способствуют его демократизации.
Страница
13
[01] [02]
[03] [04]
[05] [06]
[07] [08]
[09] [10]
[11] [12]
[13] [14]
[15] [16]