Страница 16
[01] [02]
[03] [04]
[05] [06]
[07] [08]
[09] [10]
[11] [12]
[13] [14]
[15] [16]
Восток: борьба традиций и современности.
Азия и Африка в межвоенный период.
К началу ХХ века большинство стран Азии (“Востока”) и Африки, сохраняя свою национально-культурную самобытность, находились в различной степени зависимости от европейских государств. Отчасти успеху европейской экспансии способствовали особенности азиатского и африканского обществ, традиционного менталитета, замкнутость общественно-экономического развития восточных цивилизаций. Для этих обществ были в высшей степени характерны зависимость развития от природы, географической среды обитания, замкнутость, традиционная тесная связь человека со своей родовой, социальной, этнической или сословной группой. Эти особенности закреплялись политикой метрополий, иногда препятствовавшей в своих интересах созданию способных к развитию местных экономических и общественных структур. Особенностью восточных цивилизаций был и их аграрно-традиционный характер (за исключением Японии). Площадь колониальных владений составляла в 1900 г. 54,9% общемировой, в них проживало 35 % населения Земли. Формы колониального проникновения в начале ХХ века были достаточно разнообразными и включали в себя как традиционные захват и скупку земель, так и установление контроля над национальной промышленностью, строительство инфраструктуры (железных дорог, телеграфа, портов), фабрик и заводов, получение выгодных концессий, финансовый контроль с вывозом капитала.
Однако новые тенденции ХХ века постепенно проникали и в эти страны. Та же политика колониализма в той или иной степени способствовала включению Азии и Африки в мировое хозяйство, преодолению традиционной замкнутости, изолированного развития неевропейских цивилизаций, не говоря уже о взаимопроникновении и обмене культурными и духовными ценностями. Колониальные страны в разной степени, но включались в процесс складывания планетарной цивилизации, ключевым явлением в их истории стала модернизация. Рынок капитала способствовал кризису традиционного общества, ускоренному буржуазному развитию, коренным переменам в социальной структуре.
Одновременно на Востоке принимало новые формы национально-освободительное движение за независимость и модернизацию. Оно имело три основных направления: либерально-реформистское (эволюционный путь к независимости в русле модернизации в сторону европейской цивилизации), революционно-демократическое (активная, иногда с оружием в руках, борьба за республику и конституционный строй) и третье, может быть, наиболее распространенное и традиционное – стихийные выступления, восстания народных масс, пропитанные “восточной” спецификой: во главе стояли религиозные секты и лидеры, тайные общества.
В то же время зачастую колонии превращались в сырьевые резервы метрополий или в страны одной сельскохозяйственной монокультуры, что не способствовало преодолению существенной степени экономической и политической зависимости от Европы.
Особенности развития Японии
На фоне состояния большинства азиатских стран положительным исключением являлась Япония, где уже на рубеже веков наблюдались ускоренные темпы экономического развития наряду с сохранением традиционных элементов в социально-политическом строе. Эта страна, встав на путь относительной европеизации, избежала колониальной судьбы большинства. Более того, в начале ХХ века японская цивилизация пытается стать новым геополитическим центром и активизирует колониальную экспансию под лозунгом “Великой Азии” (она была направлена в основном на Корею, Китай, о.Тайвань). “Японского чуда” в начале века не произошло, страна в целом оставалась на среднем уровне развития с законсервированным множеством феодальных пережитков (формально конституционная, японская монархия обладала многими абсолютистскими чертами, император сохранял божественный статус). Империалистические тенденции по сравнению с европейскими были относительно слабы. Тем не менее Япония, претендуя на роль азиатского лидера, все увереннее вступала на магистральный путь развития европейской цивилизации как равный партнер других стран. Этому способствовало несколько факторов:
- особенности островного географического положения, частые землетрясения, риск при земледелии способствовали повышению инициативности и предприимчивости народа, а также стойкости при неудачах;
- в Японии традиционно пестрой была религиозная палитра общества (синтоизм, конфуцианство, буддизм), что питало определенную веротерпимость, готовность к компромиссам; “живая душа” всех предметов согласно учению синтоизма давала дополнительный стимул для овладения новой техникой, а конфуцианство в немалой степени способствовало укоренению в основе японского общества таких особенностей мышления и образа жизни как система “учитель-ученик”, культ большой семьи, преданности хозяину-господину, чувство долга и т.п.
- в Японии традиционно прочные позиции занимали сильная военная машина государства и “военный дух” в обществе, а также самурайско-рыцарский этический кодекс с его понятиями чести и преданности;
- уровень жизни и притязаний рабочего класса был очень низок;
- правящая элита в 30-е годы провозгласила курс на создание “новой политической и экономической структуры”, что означало как дальнейшую модернизацию страны, усиление военно-государственного контроля над экономикой страны, так и ужесточение тоталитарных тенденций в политической жизни.
Индия и “гандизм”
В начале века Индия оставалась “жемчужиной в британской короне”, но и ее не обошли стороной новые тенденции. В стране появлялась местная интеллигенция и средний класс (врачи, юристы, преподаватели, индийские служащие колониальной администрации), которые были в состоянии возглавить и разработать новые формы национально-освободительной борьбы против англичан. Несомненным лидером в этом, деятелем общемирового масштаба являлся Мохандас Карамчанд Ганди (Махатма Ганди). Он родился в 1869 г., получил юридическое образование в Англии. С момента вступления в партию Индийский национальный конгресс в 1919 г. стал ее лидером. Фигура этого невысокого худого человека становится символом национальной борьбы индийцев. Ганди разработал особое учение о “ненасильственном сопротивлении” – сатьяграху, имевшее глубокие национальные и религиозные корни. В то же время он был человеком действия, в нем не было покорности судьбе. Его личная скромность и огромная внутренняя сила снискали ему небывалую популярность в народе, назвавшем его Махатмой – “великой душой”. Основной формой деятельности Ганди были выступления на митингах, давшие впервые стимул к вовлечению народных масс в политику, а также бессменное (до 1947 г.) руководство партией Индийский национальный конгресс, ставшей за это время первой массовой партией индийцев. Англичане не раз арестовывали Ганди, несмотря на его твердую приверженность ненасильственным методам борьбы (бойкот, мирные марши, отказ от сотрудничества, неуплата налогов). В знак протеста против колониального господства он не раз объявлял длительные голодовки. Уже в 1942 г. Ганди выдвинул лозунг против англичан “Вон из Индии!”. В январе 1948 г. он пал от руки религиозного фанатика-шовиниста.
Гандизм представляет собой целостную систему политических, философских и морально-этических взглядов, выросшую на национально-крестьянской специфике Индии и особенностях религии индуизма. Его сутью являются сарводайя (“общество всеобщего благоденствия”) и сатьяграха (ненасильственное сопротивление) как средство достичь его. Классовую борьбу Ганди отрицал как фактор, разъединяющий общество. Идеализм гандизма не умаляет его значения и сегодня.
Крах
колониальной системы:
пути развития стран Азии и Африки во второй половине ХХ века
Смещение приоритетов в сторону общечеловеческих ценностей независимости и свободы затронуло весь мир и в наибольшей степени колониальные страны. Наряду с ускорением индустриального развития страны Востока должны были определить магистральный путь своей будущей истории, соотношение традиционных общественных ценностей и заимствованных черт западной цивилизации. Несмотря на то, что распад колониальной системы явился одним из самых ярких событий ХХ века и происходил достаточно быстро, бывшие колониальные страны Азии и Африки находились на разных уровнях развития, имели различные политические традиции и соответственно выбрали разные исторические пути. Свобода! – было то общее, что их роднило. Ее надо было завоевывать, часто путем долгой и трудной борьбы национально-освободительных сил, ее еще труднее было удержать, попав в возможно меньшую степень неоколониальной (прежде всего экономической) зависимости. И эта борьба породила не только целую плеяду ярких исторических личностей, представителей коренных народов Азии и Африки: философов, политиков, вождей-борцов, диктаторов, но в ходе ее выкристаллизовалась национальная интеллигенция с определенным комплексом идей, способная руководить своими молодыми странами. Азия и Африка все активнее включаются в общемировые процессы, преодолевая традиционную замкнутость, часто за несколько десятилетий их население из колыбели родо-племенных или социально-кастовых отношений выходит на магистральный путь мирового развития.
Выбор путей развития
Первой на сложный путь ускоренной модернизации во второй половине 40-х г.г. вступили Южная и Юго-Восточная Азия. Этот район имел предпосылки для относительно быстрого индустриального развития по западному образцу (сказывались прежде всего близость и влияние Японии), поэтому вопросы дальнейшего развития решались здесь особенно болезненно, ведь в этом регионе имели свои интересы СССР и впоследствии Китай. В результате военных конфликтов с участием западных государств некоторые государства (Вьетнам, Корея) раскололись или были насильственно разъединены, более развитые страны выбрали прозападную ориентацию.
В 50-е г.г. независимость получили страны Юго-Западной Азии и Северной Африки. В Африке процесс освобождения имел “географическую” направленность: начавшись с севера, пройдя в 60-70-е г.г. через центр (Тропическая Африка), он завершился в 80-е – начале 90-х г.г. освобождением Южной Африки от системы апартеида – расово-этнического неравноправия негритянского и цветного населения.
В целом, освободившиеся страны за редким исключением, имели ряд сходных черт. Население находилось на разных ступенях развития от общинно-родового строя с его привязанностью к общине, обожествлением природы и предков, до позднефеодально-кастового общества. Соответственно в менталитете подавляющего большинства отсутствовала склонность к накоплению, предпринимательству, преобладали фатализм, преданность своей родовой или социальной ячейке, религиозной общности. Едва ли можно всерьез говорить об элементах гражданской зрелости – традиционных политических партиях, общественных организациях. В социальной структуре было много деклассированных групп, экстремистски настроенных люмпенов. Основная часть населения так или иначе была связана с сырьевыми отраслями или с сельским хозяйством.
Соответственно центральную роль в политической системе этих стран играет выросшее из совета старейшин или феодального княжества государство, чьи функции ассоциируются в основном с сильной исполнительной властью. Именно оно становится в сознании людей гарантом (часто непрочным) независимости и сплочения разнородных элементов населения. Отсюда политическая система имеет часто те или иные признаки авторитаризма, консервирует традиционные институты (кастовые, религиозные, родовые) и… отличается высокой степенью нестабильности. Конфликты родоплеменных группировок в борьбе за власть, военные перевороты как способы их разрешения, существование вооруженных формирований зачастую становятся элементами жизни общества на долгие годы. Государство становится крупным собственником и активно вмешивается в экономические процессы.
Совершенно особое место принадлежит в большинстве государств армии, военным организациям и атрибутике, вообще всему, что имеет к ним отношение. Военная сила, а иногда насилие определяют здесь многое. Харизматический вождь должен прежде всего увлечь за собой те или иные армейские круги. Армия, всегда являясь активным проводником внутренней политики, может стать как хранителем национального единства, так источником и полем конфликтов. Борьба в верхах (в том числе армейских) зачастую определяет ход политического развития страны.
Становится понятным, почему группа стран, пошедших после освобождения по пути “социалистической ориентации” (Алжир, Сирия, Ангола, Эфиопия и др.), имела весьма смутные понятия о социализме и конкретных путях его реализации. В результате - “опережение” естественных этапов развития, ориентация на военную силу, тоталитарную власть, игнорирование традиций и - … аполитичность масс, не желающих проявлять энтузиазм при мысли о светлом коммунистическом будущем. Лево-“социалистические” режимы держались у власти, пока существовал имидж СССР – защитника всех угнетенных и его весьма существенная материальная поддержка, однако крах советского режима выявил и нежизнеспособность тех, кто на него ориентировался. В мае 1991 г. пал последний в Африке промарксистский режим в Эфиопии.
Конечно, не бывает правил без исключений. Самостоятельной богатейшей историей всегда отличалась Япония, уже с середины 60-х г.г. занявшая второе место в мире (после США) по объему валового национального продукта, послевоенное “японское чудо” в экономике вошло во все учебники и составило основу успешной конкуренции “Страны Восходящего солнца” с Западом. Сохранив монархию, эта страна сумела избавиться от милитаристско-самурайского имиджа и зафиксировала в своей конституции осуждение войны. Плюрализм и многопартийность, парламентская демократия отличают политическую систему Индии, сохранившей свою национальную самобытность и идейное богатство. Самостоятельное идейно-политическое развитие демонстрирует в последние десятилетия Китай, сумевший при сохранении некоторых принципов социализма сделать шаг вперед в экономическом развитии и отстаивающий свое право великого государства, обладающего к тому же ядерным оружием, оказывать решающее влияние на исторический процесс. Еще одним вариантом развития является создание феодально-теократических монархий и “исламских государств” (в своем большинстве военно-бюрократических режимов), где руководящую роль играет духовенство во главе с религиозно-политическим авторитетом (аятолла Хомейни в Иране в первой половине 80-х г.г.) и контролирует как высшие государственные органы, так и всю жизнь населения (Кувейт, Саудовская Аравия, Ирак, Иран, Пакистан и др.). “Исламский мир”, “исламский фактор” давно стали одним из современных цивилизационных центров и субъектов мировой политики.
Движение Неприсоединения
Несмотря на достижение бывшими колониальными странами независимости их “вторичность”, роль статиста преодолеть было не так легко. Более изощренные способы подчинения при формальном сохранении самостоятельности предложил неоколониализм: это и вывоз капитала из развивающихся стран, и вовлечение их в долговую кабалу путем предоставления различных кредитов и “помощи”, и различные преграды в виде монопольных цен и таможенных пошлин при проникновении на мировой рынок, и сохранение зависимости от импорта станков и машин, и заключение неравноправных договоров, и втягивание в военные и экономические блоки, накладывающие ограничения на внешнюю и внутреннюю политику.
С целью противодействовать этим тенденциям и отстоять в какой-то мере национальную самобытность в противовес “американизации” и европоцентризму большинство развивающихся стран решили основать Движение неприсоединения. В 1961 г. в Белграде состоялась первая конференция из 25 стран. Движение не было оформлено в стройную организацию с программой и структурой. Его высшим органом была объявлена конференция глав государств или правительств, созывающаяся раз в три года, решения должны были приниматься на основе общего согласия. В промежутках Движением руководит страна-координатор, в столице которой проходила последняя конференция. Основными принципами Движения были провозглашены:
- отказ от присоединения к НАТО или ОВД,
- взаимное уважение территориальной целостности и суверенитета,
- невмешательство во внутренние дела и ненападение друг на друга,
- борьба за ликвидацию отсталости и экономического неравенства в отношениях с великими державами,
- мирное сосуществование и сотрудничество всех государств.
Число участников Движения неприсоединения росло год от года (сейчас их более 100) и оно становилось важным стабилизирующим фактором международных отношений, имея свое представительство при ООН. Однако существенная неоднородность стран-участниц, этно-религиозные конфликты между ними (Индия-Пакистан, Марокко-Алжир и др.) затрудняли выработку согласованной политики. Кроме Движения неприсоединения существуют еще другие организации, объединяющие страны Азии и Африки. Это и “группа 77-ми” при ООН, в которую входят на самом деле 126 государств (она занимается в основном экономическими вопросами международного разделения труда и участия в нем развивающихся стран), и Организация африканского единства (ОАЕ, 1963 г.), и Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН, 1967 г.), и Лига арабских государств (1945 г.).
Страница
16
[01] [02]
[03] [04]
[05] [06]
[07] [08]
[09] [10]
[11] [12]
[13] [14]
[15] [16]